|
Газета «Коммерсантъ Украина»
В среду вечером в Международном центре культуры и искусств состоялся концерт американского джазового вокалиста Курта Эллинга, проходивший под патронатом перебравшегося в Киев донецкого фестиваля "До#дж". Почитателям певческого таланта американца, в числе которых был и ВЯЧЕСЛАВ КРИШТОФОВИЧ, не испортило вечер даже заранее проанонсированное знакомство с исполнительским талантом скрипачки Ассии Ахат.
Киевское выступление джазового вокалиста и выдумщика Курта Эллинга ожидаемо стало самым ярким музыкальным событиям сезона и наиболее актуальным с точки зрения мировых тенденций и процессов. Потому как сегодня довольно сложно найти в джазе певца более обласканного публикой и критиками, чем он.
Впрочем, прежде чем лицезреть на сцене героя вечера, собравшимся, практически заполнившим зал Международного центра культуры и искусств (МЦКИ), довелось послушать заявленного "специального гостя" — певицу и скрипачку Ассию Ахат. Сначала в дуэте с Игорем Закусом и его огромной акустической контрабас-гитарой она исполнила нечто минорное с фольклорными интонациями, а соло — псевдоклассическую побасенку собственного сочинения. Задолго до того, как госпожа Ахат опустила смычок, под сценой как по команде выросла вооруженная тяжелыми букетами очередь из поклонников. Унести за кулисы исполнительница смогла едва ли половину подаренных ей цветов.
К счастью, на сцене без промедления материализовались Курт Эллинг и его комбо — барабанщик Улисс Оуэнс-младший, контрабасист Кларк Соммерс и пианист Лоуренс Хобгуд, на котором в основном и держался весь ансамбль. Не считая самого лидера, конечно. Эллинг — в франтоватом светлом костюме, рубашке с расстегнутой верхней пуговицей, с офицерской выправкой, весь концерт вел себя как настоящий джентльмен — не томный декадент, а скорее сдержанный мачо. То, каким он есть на самом деле, выдавал его голос, способный из хрупкого пианиссимо разрастаться вширь и ввысь, "падать" из верхнего регистра куда-то вниз, раскрывая ту сторону тембра, из-за которой Эллинга так часто сравнивают с Фрэнком Синатрой. Хотя, прямо скажем, у них, кроме тембра, едва ли есть что-то общее: Синатра был просто певцом (да, одним из величайших, но все же), в то время как Эллинг — вокалист-новатор. В отличие от большинства его коллег, Курт практически не злоупотребляет скэтом, преимущественно исполняя не импровизации голосом, а мелодии словами.
Еще в 1950-х был певец Эдди Джефферсон, он выделялся скорее не хорошими вокальными данными, а безумной необузданностью и изобретательность: он не просто клал собственные тексты на инструментальные темы, он клал свои тексты даже на инструментальные импровизации, которые были настолько яркими и выразительными, что их запоминали как музыканты, так и публика. Эллинг очень часто использует именно такой метод создания композиции: он пишет не музыку, а тексты, если у мелодии ранее текста не было. Прибавьте сюда немного оттенков от манеры Эла Джерро и много всего от того же Синатры, а также талант и оригинальное видение самого Эллинга, что, конечно, здесь самое главное. Главное еще и потому, что у Эллинга очень специфические университеты: сначала он получил теологическое и философское образование, в то время как музыкальное — гораздо позже и скорее "для галочки". Может быть, поэтому поет он очень честно — не "юлит" и не использует излишеств, а его вокальная манера понятна и доступна: очень замысловатые мелодии Курт Эллинг исполняет без того, чтобы поставить слушателя в тупик непонятным набором звуков.
На концерте в Киеве Курт Эллинг исполнял вещи, записанные им с 1998-го. Начал с "My Foolish Heart", продолжил "Dedicated to You" с одноименного альбома 2009-го, отмеченного премией Grammy. Ее мелодию пианист завел, играя правой рукой, в то время как левой глушил струны рояля, тем самым изображая глухое пиццикато камерного струнного оркестра — как было на альбоме,— и этот фокус он проделал еще несколько раз в концерте. Затем Эллинг подключился к долгому барабанному вступлению в манере где-то между бит-боксом и скэтом, в которой с появлением рваной партии контрабаса проступила композиция "Samurai Cowboy", на которой к квартету присоединился гитарист Джон Маклин, чтобы сыграть одно из интереснейших соло всего концерта. Квинтетом была сыграна и битловская "Norwegian Wood", в которой из-за всяческих вставок, регармонизаций, модуляций и других хулиганских штучек от оригинала не осталось ничего (кроме, конечно, лирики). За "After Love is Gone" последовала приблюзованная "Freddie`s Yen for Jen" легендарного трубача Фредди Хаббарда, и здесь публика аплодисментами в который раз продемонстрировала знание материала.
Ту часть публики, которая пришла в этот вечер на Ассию Ахат, несказанно обрадовало появление скрипачки в качестве аккомпанемента на красивейшей балладе "The Very Thought of You", где она к тому же сыграла на зубок выученное соло. Свой сет певец закончил прекрасной балладой 1970-х годов Стиви Уандера "Golden Lady", превратив ее в забойный боевик, в котором посолировал каждый из музыкантов. На неминуемый бис Курт Эллинг приберег тягучую "Luiza" Антонио Карлоса Жобима: сначала он по-английски в свободной форме пересказал ее содержание, а затем исполнил в самом первозданном виде — на португальском, но с невесть откуда взявшимся агрессивным грассированием. Но эта фонетическая причуда не омрачила зрительского удовольствия (хотя некоторые решили, что песня исполнялась по-французски). Как и то, что, по мнению многих (в основном музыкантов), Эллинг мог бы выбрать из своего обширного репертуара вещи и посложнее, чем те, что прозвучали в этот вечер в МЦКИ.
07.10.11
|