|
Jazz In Kiev
8 апреля стал самым насыщенным днем фестиваля ДоДж’9, проходящего в этом году в столице. После завершения выступлений участников Международного джазового конкурса Do#Dж Junior’9 Владимир Фейертаг объявил получасовой перерыв, а затем в Театре оперетты начался первый не клубный концерт фестиваля в Киеве.
В программе значились трио киевского пианиста Алексея Боголюбова, польский квартет Soundcheck и один из хедлайнеров фестиваля – итальянский вокалист Борис Саволделли (Boris Savoldelli).
В этом году Алексей Боголюбов выпустил дебютный альбом, который называется «My “Cool & Crazy” World». В записи диска принимали участие многие известные музыканты, среди которых Деннис Аду, Александр Муренко, Константин Ионенко, Сергей Табунщик, Владимир Шабалтас, Сергей Овсянников, Алик Фантаев и многие другие. Вполне логично, что во время своего сета молодой пианист исполнил несколько пьес с дебютного альбома. На фестивале ДоДж’9 Алексей выступил в составе трио вместе со своим постоянным партнером бас-гитаристом Константином Ионенко, а также барабанщиком Аликом Фантаевым. Хочется отметить, что от присутствия Алика Фантаева трио Алексея Боголюбова только выигрывает. Выступление пианиста на Piano-kolo, а также в клубе «Арена» вместе с барабанщиком Александром Муренко выглядело и звучало не столь гармонично. Бесспорно, Александр - один из лучших украинских барабанщиков, но его «конек» - это музыка фьюжн (здесь ему равных практически нет). Музыка же Алексея все-таки ближе к современному акустическому джазовому мейнстриму.
На смену украинским музыкантам вышел польский квартет Soundcheck под руководством тенор-саксофониста Мачея Кочиньского (Maciej "Kocin" Kocinski). Продвижением группы Soundcheck в России, а теперь и в Украине занимается польский лейбл BCD Records и лично его президент Божена Урыга-Северин. В состав группы, кроме лидера Мачея Кочиньского, входят пианист Кшиштоф Дыс (Krzysztof Dys), контрабасист Анджей Швенс (Andrzej Swies) и барабанщик Кшиштоф Шманьда (Krzysztof Szmanda). Музыканты исполняют современный акустический джаз. Музыка звучит очень по-европейски. Может быть, ей не хватает динамики или даже агрессии, присущей американскому джазу, но многие любят и слушают именно такой джаз. Справедливости ради, нужно отметить, что кода одной из прозвучавших авторских композиций зазвучала неожиданно динамично. Появились грув и напряженность, присущие именно американским музыкантам. Хотелось бы отметить по-академически выверенную, но при этом богатую импровизацией игру пианиста квартета Кшиштофа Дыса, также обращал на себя внимание интеллигентный аккомпанемент барабанщика Кшиштофа Шманьда. Очень гармонично прозвучала аранжированная музыкантами польская фолк-мелодия.
Хедлайнером первого не клубного фестивального дня ДоДж’9 стал итальянский вокалист Борис Саволделли. Еще до приезда в Киев стараниями представителей украинского джазового сообщества вокруг имени Бориса был создан нездоровый ажиотаж. Скрывать не буду, после подобного PR-a ждал этого концерта с нетерпением. К сожалению, мои ожидания не оправдались. Концерт итальянца был качественным и высокопрофессиональным шоу, где было все, кроме самого главного – музыки. Здесь Борис не выдерживает сравнения даже с американским вокалистом Джей Ди Уолтером (J. D. Walter), который пользуется примерно такой же техникой наложения вокальных партий. Однако Джей Ди, кроме «высокотехнологичных выкрутасов» исполняет еще и умную и качественную музыку, в чем неоднократно могли убедиться украинские слушатели. Сравнения же Бориса со знаменитым мульти-вокалистом Бобби МакФеррином (Bobby McFerrin) оставлю без комментариев.
Конечно, судить о творчестве Бориса Саволделли по одному выступлению не совсем корректно. Музыкальная карьера итальянца очень многообразна. В его «обойме» работа с рок-группами, увлечение авангардной музыкой и многое другое. Свою универсальность Борис отлично продемонстрировал на after-party, которая состоялась после окончания концертной части фестиваля в клубе «44». В неформальной клубной обстановке, Борис вместе с украинским стейдж-бендом (Константин Ионенко, Наталья Лебедева, Алик Фантаев, позже к ним присоединились братья Володя и Артем Лебедевы и др.) показал все, на что он способен. Звучал фанк, оперно-попсовая «Посвящение Карузо», итальянская эстрада, имитация Роберта Планта и т.д. При этом факт остается фактом: концерт Бориса в киевской оперетте был весьма сдержанно принят зрителями.
Главный концерт Международного фестиваля Додж’9 состоялся 11 апреля в Международном центре культуры и искусств (Октябрьский дворец). Об этом концерте писать непросто. Дело в том, что выступлению The Earth, Wind & Fire Experience feat. the Al McKay Allstars предшествовала не вполне корректная PR-компания, проведенная организаторами фестиваля. Официальный сайт ДоДж-а, афишы, пресс-релизы и вся остальная рекламная продукция не скрывали – в Киеве выступает группа, собранная гитаристом классического состава Earth, Wind & Fire и Элом МакКэем (Al McKay), группа, которая исполняет музыку, благодаря которой «Земля» стала известна во всем мире. При этом определенная доля дезинформации (продуманной и потому «юридически» труднодоказуемой, но очевидной для знатоков) и некоторые громкие заявления организаторов по поводу «канонического» состава и «носителей настоящего духа Earth, Wind & Fire» сделали свое дело. Многие воспринимали выступления кавер-бенда, как приезд оригинальной группы.
Выступления группы Эла МакКэя получилось на славу! В чем, кстати, никто и не сомневался. Были исполнены многие хиты группы Earth, Wind & Fire, среди которых «Shining Star», «Fantasy», «September», «Reasons» и многие другие. Удивляла динамика концерта. Казалось, что темп заданный музыкантами будет не просто удержать до самого конца, но это впечатление оказалось ошибочными. Уже в середине концерта эмоциональный накал стараниями Эла и его коллег был доведен до предела, и этот уровень сохранялся до завершения шоу. Интересно, что уже в начале концерта проходы к сцене в партере превратились в настоящий dance-floor, на котором поклонники музыки легендарной группы могли выразить свои эмоции. Благо, музыка этому только способствовала. В этом нет ничего странного, ведь корни Earth, Wind & Fire всегда лежали в фанке, соул и R’n’B – танцевальных направлениях афроамериканской популярной музыки. Три очень живописных вокалиста группы устроили прекрасное шоу, демонстрируя не только отличные вокальные данные, но и свои таланты танцоров и настоящих энтертейнеров (entertainer).
Звук и свет были качественными. Хотя моментами я ловил себя на мысли, что духовая секция немножко режет слух. Если пытаться сравнивать «выездные» концерты фестиваля ДоДж, участие в которых принимали известнейшие музыканты, то тут непревзойденным остается звук на шоу Маркуса Миллера (Marcus Miller). Скажу более, я слежу практически за всеми джазовыми концертами в Киеве уже несколько лет и по сей день выступление группы Маркуса Миллера остается для меня эталонным по качеству звука.
ДоДж’09 состоялся. Следующий фестиваль будет юбилейным и, по словам президента ДоДж-а Александра Серого, снова вернется на родину в Донецк. На пресс-конференции Александр, сказал, что всех ждет что-то особенное. ДоДж – уважаемый и во многом уникальный для Украины музыкальный форум с устоявшимися традициями и многолетней историей. Бесспорно, что юбилейный фестиваль будут ждать очень многие поклонники джаза в Украине.
Артур Ямпольский
18.04.09
|