|
«Газета по-донецки»
Традиционный фестиваль в Донецке – глазами человека, который еще помнит, как все это начиналось.
Если у автомобиля марки Dodge отказывают тормоза, за его руль сядет только сумасшедший. Международный джазовый фестиваль «До#Дж 2008» проходил 17 –22 апреля под девизом «Без тормозов!», и никаких аварий на нем не случилось. ДМ «Юность» не смог вместить всех желающих увидеть, или точнее, услышать гостей одного из крупнейших джаз-форумов на территории бывшего СССР.
На 17 апреля пришелся конкурс молодых джазовых исполнителей «До#Дж junior», где довольно сенсационно победила донецкая группа Proppeller Thrust. На следующий день она выступила на гала-концерте вместе с русско-норвежским дуэтом Аркадий Шилклопер – Михаил Альперин, трио из Санкт-Петербурга Кондаков-Волков-Гайворонский и творческим объединением теперь уже немки Леры Гехнер и питерской же группы саксофониста Алексея Попова. Затем фестиваль перебрался в столицу, где 22 апреля выступила британская группа Shakatak.
«Газета…» отметила, что аудитория донецкого «До#Джа» молодеет с каждым годом. Хотя такое впечатление, что большинство юных дончан привела на фестиваль не любовь к джазу, а, скорее, желание засветиться на модном музыкальном событии. Их не отпугнули даже подорожавшие по сравнению с прошлым годом билеты. Впрочем, в кулуарах «Юности» еще можно встретить людей, которые помнят, что первые джазовые фестивали в Донецке проходили с подачи комсомольской верхушки города. Многолетний любитель этой музыки, 46-летний дончанин Игорь Таболин за чашкой кофе с видимым удовольствием вспомнил о советском периоде донецкого джаза.
- Нужно благодарить за фестиваль Бориса Владимировича Дегтярева, сына первого секретаря обкома, - говорит Игорь. – Отец «слепил» Донецк, в том числе и дворец молодежи «Юность», а Борис предложил проводить в нем смотры комсомольской песни. Под этой «маркой» там даже первые рок-группы играли. К 1969 году, когда отмечалось столетие города, опыт проведения песенных конкурсов пригодился для организации джазового фестиваля. Тем более что с деньгами проблем у Донецка не было, могли позволить себе пригласить ведущие джаз-бэнды из любого уголка СССР. Концерты сопровождались аншлагами. Приходила вся «центровая» донецкая молодежь. Джаз все еще был под полузапретом, и потому, естественно, моден. Как, например, КВН.
- Кто вам запомнился из участников еще советских фестивалей джаза?
- Величиной, конечно, был трубач Валерий Колесников. Для меня это символ легендарных 1960-х. Я вообще трубу из всех джазовых инструментов выделяю, у меня целая коллекция трубачей. Лучше всех играет, по-моему, американец Херб Альперт, у которого только виниловых пластинок насчитывается около сорока. Кстати, его родители были из-под Киева, но после войны оказались в Штатах. Вот думаю: играй он в Союзе, вряд ли бы достиг всего, чего добился за океаном…
- А из нынешних гостей «До#Джа» кто в вашей коллекции имеется?
- Всех коллекционировать нереально, посмотрите, сколько музыки продается. Обращаю внимание, в первую очередь, на новые имена. Вот недавно приобрел два отличных европейских сборника «Молодой джаз». Удивительно, что каждый звучащий на дисках джазмен – уже готовая «звезда». Новое поколение так незаметно выросло. Воистину, джаз вечен…
- Вам не кажется странным, что в Донбассе, где не особо любят все усложнять, звучит такая трудная для восприятия многих джазовая музыка?
- Это называется толерантностью. Никто никому не навязывает своего вкуса. Хочешь «Мурку»? Вот и слушай ее сутки напролет. А другим нравится джаз. Сегодня это многоликий стиль, что заметно, в том числе и по «До#Джу». Фестивальные годы отличаются друг от друга. Хорошо, что приглашают интересную молодежь. Но в этом году мне бросился в глаза разный уровень мастерства у молодых музыкантов.
- Предлагаете отказаться от «До # Дж junior»?
- Я не судья и не музыковед. Мне нравится просто сидеть и слушать. Объединенные фестивали, конечно, нужны. Молодежи полезно посмотреть на музыкантов «калибра» Андрея Кондакова и Аркадия Шилклопера, которые уже стали завсегдатаями фестиваля, что, на мой взгляд, тоже не очень-то хорошо. В списках «грандов» стали попадаться одни и те же фамилии. Ясно, что мэтры, попав в джазовую струю, составили график, где какие проводятся фестивали. И разъезжают по странам. Сегодня – Донецк, завтра – Москва, послезавтра – Осло. Но при этом они – настоящие мастера, и я помню, например, как на какой-то из прошлых «До#Джей» Шилклопер привез альпийский рог длиной метров шесть. И ни повыделываться, а действительно сыграл на нем свое произведение…
- Звуки, извлекаемые с помощью альпийского рога, можно назвать джазом?
- Ведь все развивается. И джазовая музыка в том числе. Есть классика, которую играет каждый, но хватает и новых направлений. Джаз – прежде всего, импровизация. Исполнитель может сейчас так сыграть, а вечером выпьет водки и сыграет лучше. И это опять-таки будет джаз.
22.04.08
|