|
«UAjazz.Com»
Будучи студентом-второкурсником, я как-то зашел к одному своему приятелю-гитаристу переписать какой-нибудь новой музыки. В то время я был поклонником рок-гитары, меня увлекали Джо Сатриани (Joe Satriani) и Стив Вай (Steve Vai), Эрик Клэптон (Eric Clapton) и Стиви Рэй Воэн (Stevie Ray Vaughan), а несвергаемыми идолами были «Deep Purple» и «Led Zeppelin». «А это что такое?» - спросил я, наткнувшись на имя «Маркус Миллер». «Очень классный басист, тебе понравится» - ответил мой приятель. «Ерунда какая-нибудь», - подумал я, но на всякий случай переписал. Этой «ерундой» оказался диск Маркуса Миллера (Marcus Miller) «M2», в тот вечер я прослушал его раз двадцать…
Итак, герой этого повествования – Маркус Миллер, прославленный музыкант, композитор, аранжировщик, продюсер, выступивший на днях в Киеве. Помню, не без зависти я просматривал афишу летнего российского фестиваля «Усадьба.Джаз», где хэдлайнером большими буквами значился этот легендарный бас-гитарист, и вот, спустя меньше чем полгода, 15 ноября 2007, благодаря организаторам фестиваля «Додж» и на нашей улице праздник.
Маркус Миллер родился в 1959 году, его детство прошло в Куинсе, Нью Йорк. Первым инструментом был кларнет, однако будучи подростком, Маркус проникся любовью к бас-гитаре, и уже в 13-14 лет профессионально играл в своем квартале. Любовь к музыке – это у Маркуса семейное, его отец служил органистом в епископальной церкви, а его двоюродный брат, Уинтон Келли, был известным джазовым пианистом. В 28 лет Уинтон Келли (Wynton Kelly) попал в ансамбль Майлза Дейвиса (Miles Davis) и участвовал в записи знаменитой пластинки «Kind of Blue». Маркус Миллер стал участником бэнда Майлза в 21. «The Man With The Horn», «We Want Miles», «Miles! Miles! Miles!», «Miles Is Back!», «Star People» - все эти эпохальные альбомы Дейвиса записаны при участии Миллера. Самым, однако, значимым плодом сотрудничества Майлза и Маркуса является альбом «Tutu», где Миллер записал практически все инструментальные партии, поверх которых Дэвис накладывал свои импровизации. Одним только фактом сотрудничества с Майлзом Миллер бы навсегда вписал свое имя в историю музыки 20-го века. Тем не менее, работа с легендарным трубачом – всего лишь небольшая часть его постоянно растущего творческого наследия. На его счету работа с музыкантами самых разных направлений и стилей, от Уитни Хьюстон (Whitney Houston) и Мэрайи Кэри (Mariah Carey) до Маккоя Тайнера (McCoy Tyner) и Мишеля Петруччиани (Michel Petrucciani), создание музыки к фильмам «Low Down Dirty Shame», «Boomerang», «Above the Rim» и «Siesta» и, конечно, его выдающиеся сольные работы. Пластинка «M2» в 2001 году была награждена премией «Grammy» как лучший альбом современного джаза – невиданный успех для «сольника» бас-гитариста.
Точно определить стилистику музыки Миллера – дело нелегкое. Этот музыкант соединяет в своем творчестве фанк, соул, R-n-B, хип-хоп, но при этом всём, что бы ни говорили, он остается в первую очередь джазовым бас-гитаристом благодаря своему импровизационному языку, благодаря своей оригинальной подаче материала, благодаря своемЦвеу «фирменному» звучанию.
Собственно, о концерте «Marcus Miller band» в Киеве. Ему предшествовало выступление украинского коллектива Игоря Закуса «Z-band», представившего фрагмент программы «Коломийки». «Коломийки», как известно, были презентованы этим летом в рамках проекта «Джаз-Коло» и уже вышли на CD и DVD. Музыку эту, как мне кажется, не стоит рассматривать как этно-джазовый проект, как попытку дать новое звучание украинским народным песням: если прислушаться, то стилистика звучания «Z-band» в «Коломийках» остается, по сути, тем же фанки-фьюжн, как и в альбоме «Zakus Was Here». Однако в «Коломийках» этот фанк несколько обогащен и преукрашен фрагментарным привлечением украинского фольклора. И в этом контексте, контексте «окрашивания» фанка в новые, если хотите, украинские тона, музыка «Коломийок» мне кажется довольно интересной. Здесь и сочные аранжировки песен «Ой, чий то кінь стоїть?», «Чом ти не прийшов?» и др., в которых порой украинские мелодии узнаются «во вторую очередь». Здесь и некоторая привлекательная эклектичность, когда вслед за фольклорными импровизациями известного львовского мультиинструменталиста Мирона Блощичака следует фанковый грув в лице ритм-секции Лебеденко-Закус. Занятно было слушать, когда, к примеру, после очередного «фольклорного захода», Игорь Закус вдруг вставляет в свое соло цитатку из «Giant Steps» (John Coltrane). Подобными неожиданными обращениями к «боповым» цитатам «грешат» и Дмитрий Александров, и Денис Аду.
В самом конце украинские музыканты сыграли пьесу «M.M.», посвящение сами понимаете кому… И вот тут-то и «запахло» Маркусом Миллером. Радостным воем встретил зал вступительную басовую трель «под Маркуса». Ну а дальше - полукосмический фанковый грув опять же «под Маркуса» и еще один явный миллеровский атрибут – соло Дениса Аду под сурдинку, в духе Майлза с фразой из «Jean-Pierre» (Miles Davis) - пьесы, исполняемой Маркусом Миллером со времен работы с великим трубачом… Не пройдет и часа как «Jean-Pierre» будет играть и сам Миллер, под скупой аккомпанемент ударных Пуджи Белла (Poogie Bell). Вдвоем они доведут зал до истощения от экстаза, а потом появится Майкл «Патчиз» Стюарт (Michael "Patches" Stewart) с опущенной раструбом вниз трубой, подобно Майлзовой последних лет. От простых меланхолических квадратов он быстро перейдет к зубодробительным завораживающим пассажам, в которых, однако, каждая нотка звучит отчетливо и ясно. А потом подтянутся и другие музыканты, и покатится очередная волна драйва…
Выступление «Marcus Miller band» представляло глубокий контраст про сравнению с сетом «Z-band». Ощущение примерно такое же, когда после пьесы провинциального театра попадаешь на постановку МХАТа. Контраст во всем. Прежде всего в звуке: сложилось ощущение, что его тщательно и скрупулезно отстроили под Маркуса Миллера, а для «Z-band» - времени не хватило. Контраст и в самой энергетике, и в исполнительском мастерстве, и в естественности, свободе взаимодействия музыкантов, - в общем, во всем том множестве параметров, которое отличает хороших профессионалов от звездных «фирмачей».
«Фирмач» в данном случае – не только Маркус, в его коллективе играют действительно мощные, хорошо известные сессионные музыканты. Уже упомянутый Патчиз Стюарт играет с Маркусом с 1994 года, до этого этот уроженец Нового Орлеана успел поиграть в составах Куинси Джонса (Quincy Jones), Эла Джерро (Al Jarreau), а его первый же сольный альбом «Blue Patches» получил весьма хвалебные отзывы джазовых критиков. Саксофонист Кит Андерсон (Keith Anderson) – тоже в музыкальных кругах личность известная. Его саксофон звучит, к примеру, на таких «грэмминосных» альбомах как «Accentuate the Possitive» Эла Джерро и «Strength» Роя Харгроува (Roy Hargrove) и RH Factor; он активно сотрудничает с самыми разными музыкантами от джазового классика Кэба Кэллоуэя (Cab Calloway) до хип-хопера Кэйни Уэста (Kanye West). Исполнитель на губной гармонике Грегуар Марэ (Gregoire Meret) является, пожалуй, одним из самых востребованных исполнителей на своем инструменте. Дэвид Сэнборн (David Sanborn), Кассандра Уилсон (Cassandra Wilson), Пэт Мэтини (Pat Metheny), Майк Стерн (Mike Stern) - лишь немногие из тех, кто приглашал его в свои проекты. Схожие внешне своими эксцентричными шевелюрами и плотными фигурами барабанщик Пуджи Белл и клавишник Бобби Спаркс (Bobby Sparks) играют чуть ли не с младенческого возраста и, подобно Маркусу Миллеру, оставили след в самых разных музыкальных направлениях. Раз уж зашла речь об эксцентричности, то стоит сказать, что каждый из музыкантов чем-то выделяется внешне: у Кита Андерсона – это развевающиеся дрэды, у Миллера – его неизменная шляпа, у Стюарта – его необычные креольские черты лица. Несколько «бледнее» выглядят фигура Грегуара Марэ. Правда, стоит внести поправку – на фотографиях Марэ всего трехлетней давности голова украшена просто шикарным «одуванчиком» волос.
Основа музыки Маркуса Миллера - это острый драйвовый качовый фанк, где нет ничего лишнего и второстепенного, где каждая нотка, каждая «подтяжка», каждый удар по тарелкам тщательно взвешены, продуманы и поставлены на свое место. Один мой знакомый восторженно сказал: «Если бы Бог хотел научиться играть на бас-гитаре, он бы брал уроки у Маркуса Миллера». Утверждение, может, и излишне пафосное, однако, думаю, многие согласятся, что редкий басист сможет сравниться с Маркусом в искусстве настолько просто, настолько доступно, настолько правдиво, настолько качественно донести свои яркие музыкальные идеи. Когда импровизирует тот или иной музыкант, как правило, ожидаешь, чего он новенького выкинет в следующем квадрате. В случае Маркуса Миллера, как это ни парадоксально, частенько ловишь себя на мысли, что хочешь, чтобы он повторял только что сыгранную фразу еще и еще. И он повторяет, и «рубит» по струнам своим знаменитым «слэпом», и лишь изредка балует скорострельными проходами по грифу…
А вот на бас-кларнете Маркус играет совсем по-другому. Этим инструментом он воспользовался, лишь играя балладу «When I Fall in Love» (Edward Heyman, Victor Young): бас-кларнет звучит удивительно лирично, мягко, от фанка – ни следа, деликатное, ненавязчивое обыгрывание квадратов с возвращением к теме. Не верьте, если вам скажут, что Маркус «вживую» звучит так же, как в записи. В студийной версии «When I Fall in Love» (с последнего на данный момент альбома Миллера «Free») нет и десятой доли тех эмоций, что неслись со сцены «Октябрьского». После кларнета Маркус взял бас-гитару, но не тот свой знаменитый «Fender Jazz Bass», а другой, помягче… Затем он уступил место Грегуару Марэ на губной гармонике, и тот уже «дал жару» по полной… Я его соло воспринял как своего рода реверанс королю джазовой губной гармоники Тутсу Тилемансу (Toots Thielemans), чья безумно лирическая интерпретация «When I Fall in Love» из альбома «Footprints» (1989), признаться, наиболее любима мною из всех слышанных версий этого стандарта. В игре Марэ безусловно слышится влияние Тутса, в интонациях, в этом как бы оторванном от земли, невесомом звучании… Все наращивая темп соло, Грегуар уже не просто кивает или отстукивает ногой в такт – он приседает чуть ли не вскакивая в экстазе, заполняя воздух неудержимой волной чувств…
Не меньше, чем соло, привлекают «перебрасывания» короткими фразами между музыкантами. Как легко, как живо, как изобретательно они выстраивают свои диалоги и полилоги! А как смело кто-нибудь из них может резко поменять весь ход и характер мелодической линии, совершенно не беспокоясь, как его партнеры будут выбираться из подставленной ловушки. И действительно, чего беспокоиться – они вполне легко реагируют на любые изменения. Взять, к примеру, заигрывания Маркуса с клавишником Бобби Спарксом. Насупив брови, последний восседает посреди целой кучки клавишных инструментов, которые под его пальцами звучат то как перегруженная электрогитара, то как бас-гитара, только не как фортепиано. Сам Маркус, тоже задействует, в своей игре несколько примочек, изменяющих тембр до неузнаваемости. И вот когда начинается эта игра двух инструментов, где клавишные звучат, как бас, а бас – как клавишные, с легким позерством и озорством, невозможно просто сдержать улыбки. Все эти «перебрасывания» в конечном счете прогнозируемо приводят к общему полифоническому финалу…
На бис музыканты играют «Come Together» (John Lennon, Paul McCartney). Весь зал уже аплодирует стоя, Маркус, пританцовывая, с бас-гитарой наперевес вышагивает колонной с Патчесом, Китом и Грегуаром по краю сцены, невообразимый драйв сотрясает «Октябрьский дворец»…
Конечно я бы мог еще много чего написать: и про пулеметные соло «киллера» Андерсона, и про мощную грувовую игру Пуджи Белла, и про необычное тембральное сочетание губной гармоники Марэ и бас-гитары Миллера, играющих в унисон, да и много еще про что. Только кажется мне, что какие бы слова и обороты я не подбирал в своем рассказе, вряд ли я смогу передать атмосферу того концерта…
Что сказать напоследок. Пожалуй «Доджу» придется сильно постараться, чтобы сделать концерт еще более яркий, более драйвовый, более насыщенный, чем тот, что нам довелось увидеть этой осенью. Впрочем, чем выше планка, тем лучше результат… Спасибо «Доджу» за этот праздник позитива, спасибо Маркусу и его команде. Этот концерт запомнят надолго.
Иван Кондратов
19.11.2007 |