|
«Зеркало недели»
Культовый американский бас-гитарист Маркус Миллер прилетел в Киев после своего концерта в Варшаве. Как и год назад, когда Украину посетили вокальные группы The Manhattan Transfer и Take 6, музыкант выступил в осенней сессии донецкого фестиваля До#Дж. В МЦКИ «Октябрьский» набрался аншлаг.
Первые же звуки маэстро удивили глубиной, а техника — безукоризненностью и идеальной четкостью каждого звука, каждого музыкального слога. Маркус не «говорит» на своем басу, он «поет». Он так и сказал: «Нужно ходить по улицам и все время петь, тогда выстроится музыкальная линия». Еще признался, что когда был молодым, то думал об аккордах, чтобы не ошибиться.
Теперь пришедший опыт позволяет заботиться лишь о том, насколько понимает его публика.
О времени, протекающем во время игры на сцене, Маркус сказал, что оно потому так прекрасно, что он научился быть самим собой и многое перенял от Майлза Девиса, с которым играл несколько лет и записал несколько дисков. На вопрос, почему не преподает, музыкант ответил, что, совершая много гастрольных поездок и имея четверых детей, предпочитает проводить время в семье: водит их в школу, читает с ними, играет в футбол. А еще он был очень внимателен, доброжелателен и предупредителен, особенно к женщинам.
У Миллера в коллекции тридцать пять бас-гитар, в основном компании Fender. Но есть в ней безладовый инструмент украинского мастера Вадима Медвидя. Отвечая на вопросы, он показал несколько собственных приемов, из которых не делает секрета, а из кумиров назвал басистов Билли Шина и Мэтью Гаррисона.
Концерт открыла киевская группа Z-Band. «Коломыйки» украинцы сыграли в третий раз за последние полгода. И только теперь музыка звучит более свободно, раскованно и с хорошим звуком. Программа построена на обработках украинских песен, играют в Z-Band’e крепкие музыканты: лидер и бас-гитарист Игорь Закус, клавишник Родион Иванов, тенор-саксофонист Дмитрий Александров, трубач Деннис Аду, барабанщик Александр Лебеденко и приглашенный специальный гость львовский мультиинструменталист Мирон Блощичак (украинские народные духовые инструменты). Играли хорошо, зрело, умно.
Но когда вышел Миллер со своей командой… Это высший пилотаж. Не зря Маркус получил в 2001-м Grammy за свой сольный альбом «М2» и стал, возможно, самым востребованным и высоко оплачиваемым бас-гитаристом планеты, играющим фанк и соул.
А еще в его арсенале имеются смуз-джаз, постбоп, фьюжн, поп, ритм-энд-блюз и хип-хоп. И как он звучит! Какие у него партнеры… Грегуар Марэ (губная гармонь), Майкл «Патчиз» Стюарт (труба), Кит Андерсон (саксофон), Бобби Спаркс (клавишные) и Пуджи Белл (барабаны). Когда секстет заиграл, возникло чувство мощи несущегося тяжелого локомотива. Причем он был одновременно легок и весел, а шестеро его пассажиров играли не только технично и интересно, но и великолепным звуком — даже тембр барабанов был необыкновенно глубоким, густым, раскатистым и богатым обертонами. Все коллеги Миллера — опытные мастера и красивейшего звука, и отточенной техники, и богатой импровизации.
Маркус Миллер — худощавый, жилистый, спортивный, в неизменной черной шляпе на выбритой голове, подвижный и гибкий, как змея. Кажется, то, что он играет, не требует от него лишних усилий. Но за этой простотой ощущается страшный внутренний напор, энергетический сгусток, с первых звуков дающий такой мощный импульс залу, такой грув, что усидеть на месте невозможно. Зал стонал от наслаждения.
С совершенно невозмутимым видом Миллер и его коллеги — и «бешеный» трубач, и виртуознейший клавишник, и многоплановый тенор-саксофонист, и единственный белый коллега, прекрасно играющий на губной гармошке (Миллер лишен расовых предрассудков) разыгрывали общие большие музыкальные сцены и короткие диалоги. Все было наполнено бесконечным развитием.
Импровизации сменяли друг друга, переходя от одного солиста к другому, как футбольные пассы. Мелкая ритмика в сумасшедшем темпе оставалась абсолютно четкой, артикуляционно-безукоризненной, интонационно-чистой. Музыка американцев ясная, светлая, оптимистичная. Изредка то один, то другой музыкант уходили в тень кулис или выдвигались на авансцену, исполняя соло. А когда во время перекличек клавишника и барабанщика Миллер стал чуть пританцовывать — каждое малейшее движение его плеч и головы вызывали бурю восторга и радости — двигается он очень пластично и выразительно. Маркус и стариной тряхнул. Известно, что он играл сначала на бас-кларнете и даже работал два года в симфоническом оркестре. Очевидно, ему по-прежнему доставляет удовольствие этот инструмент. Баллада When I Fall in Love прозвучала нежно, задумчиво. Но басист он — просто от Бога! Драматургия концерта отлично продумана, и Миллер вернулся к бас-гитаре с новым воодушевлением. В последнем номере музыканты выстроились «в затылок», пройдя в танце по авансцене вдоль рампы. Овации не умолкали. Миллер вернулся и спросил: любят ли киевляне Beatles? Что за вопрос? И тогда мы услышали Come Together…
Ольга КИЗЛОВА
24 — 30 ноября 2007
|