1   1
 
1   1

Полный бас

1
Статьи 1-5
Статьи 6-10
Статьи 11-16
 
«24»

Продемонстрировав запредельный уровень игры на киевском концерте в рамках фестиваля «Do#Dж 2007», американский бас-гитарист Маркус Миллер доказал, что джаз может быть таким же шоу, как и обычная эстрада.
Маркус Миллер сделал много полезного в Киеве еще до выхода на сцену. Провел мастер-класс для украинских музыкантов, показав на нем такое, от чего, по словам одного из участников, «кеды слетали на ходу». На мастер-классе были замечены, в частности, Сергей Алексеев и Алексей Сергеев из группы Cool Before.
После именитый гость пообщался с журналистами. На этой встрече выяснилось, что в детстве Маркус потерял две первые бас-гитары, которые ему купила мама, и до сих пор недоумевает, почему она все стерпела и подарила ему третью. Миллер сказал, что в гастролях проводит 2–3 месяца в году, и это не мешает ему даже на расстоянии, находясь от дома за тысячи километров, решать с детьми по телефону их школьные домашние задания. Своими друзьями Маркус назвал Херби Хэнкока, Омара Хакима и группу Take 6, и признался, что свободное время посвящает, как правило, баскетболу.
Наконец, он заявил, что играет на басу только пару часов в день, а все остальное время музыка просто крутится в его голове. Когда мистер Миллер пластично показал головой, что именно в ней крутится, вспомнилась фраза Гребенщикова о том, что «у черных есть чувство ритма, у белых – чувство вины». Впрочем, главной была не вся эта информация, а то чудовищное обаяние, которое исходило от Миллера. Он чем-то напоминает голливудского добряка Майкла Кларка Дункана, хотя по комплекции составляет примерно половину его.
Выйдя на сцену, Миллер в размерах не увеличился. Но нескольких его прикосновений к бас-гитаре было достаточно, чтобы понять: перед нами музыкант, который не вписывается ни в один ряд. Его дисков для понимания этого не хватало – Маркус на сцене вчистую переигрывает себя же в записи. Только живьем очевидно, что он преодолевает границы дозволенного природой – кажется, что такую прыть при игре на басу невозможно показывать физически. Он единственный, у кого в руках этот инструмент по-настоящему говорит. Раньше и обычная-то гитара говорила лишь в руках Джими Хендрикса.
Только на концерте заметно, как музыка пронизывает все тело Миллера, заставляя его пластично изгибаться и пританцовывать. Или блуждать по сцене, демонстрируя импровизационные мини-диалоги на языке нот с саксофонистом, трубачом или клавишником – у него выдающаяся группа. Думаю, нет ничего обидного в том, что этот вечер стал драгоценным уроком для нашего Игоря Закуса и его бэнда, выступавших перед Миллером. Конечно, этого было мало. Маркус вышел на бис и, уточнив у публики, любит ли она Beatles, изобразил со своей бандой 9-минутную Come Together. Формально эта кавер-версия есть на его диске Tales 1994 г ., но беспредел, творившийся в Киеве, не сопоставим с ней. Купая зал в водопаде импровизации, Миллер сотоварищи то ходили гуськом у рампы, то грудились в круг в глубине сцены. Это была воплощенная свобода – самая большая ценность, которую дарит джаз.
Последним попрощаться остался он – моложавый гений в рубашке, джинсах и обаятельном котелке (при 48 годах по паспорту ему не дать больше 30). Хотелось строгим голосом сказать: «А вас, Миллер, я попрошу остаться!» Но это было бы лишь отсрочкой неизбежного возвращения в реальность, которую Маркус Миллер на полтора часа заменил своим волшебством.


Игорь Панасов

 
1   1