|
Журнал «Эксперт» (http://www.expert.ua/articles/10/0/1920/)
За шесть лет своего существования международный фестиваль «Dо#Dж» в Донецке стал самым масштабным джазовым мероприятием в стране и улучшил музыкальные вкусы донетчан.
«Dо#Dж» – сокращение словосочетания «Донецкий джаз», разделенное знаком диеза. Президент фестиваля, донецкий предприниматель Александр Серый, придумал это название шесть лет назад и порадовался тому, что музыкальная акция вызовет у донетчан ассоциации с мощным, а главное – модным среди состоятельных горожан автомобилем.
Что касается джаза, то он был и остается культовым в столице Донбасса на протяжении последних сорока лет. Все началось в 1967 году, когда любитель джаза и коллекционер подпольных «реберных» записей Армстронга, Эллингтона, Паркера и других гигантов свинга и би-бопа
Виктор Дубильер сколотил в городе джазовый клуб. А спустя два года организовал первый Донецкий джазовый фестиваль. По тем временам это было настоящим чудом. Возможным оно стало благодаря неслыханной лояльности местного партийного руководства. Забавно, что концерты «музыки для толстых» (как называл джаз Максим Горький) были приурочены к 100-летию пролетарского города. Называлось это мероприятие «Донецк-100». Поскольку цифра изменялась в соответствии с возрастом города, знаменитый журнал «Даунбит», сбитый с толку такой нумерацией, предложил внести донбасский форум в Книгу рекордов Гиннесса как старейший джазовый фестиваль в мире. Еще большим чудом можно считать то, что он жил и здравствовал вплоть до 90-х годов. В Донецк приезжали молодые Игорь Бриль, Аркадий Шилклопер и многие другие корифеи джаза из нынешнего СНГ. Бывал здесь и Раймонд Паулс. Однако
из-за материальных проблем, которые принесла перестройка, о джазовых праздниках на время пришлось забыть.
В середине 90-х по инициативе заведующего кафедрой джазового искусства Донецкой консерватории Сергея Горового в городе стали проводить конкурс молодых джазовых исполнителей. Сначала в нем боролись за первенство только донецкие музыканты, но постепенно сюда стали съезжаться юные джазмены из других городов Украины. Шесть лет назад эстафету перехватили коммерсанты (хотя у Александра Серого консерваторское образование). В результате «Dо#Dж 2001» стал первым международным, а также первым украинским джазовым фестивалем, объединившим конкурсную программу и концерты для широкой публики. В прежнем формате регионального конкурса продолжает работать фестиваль под названием «Донецк». В этом году в местной филармонии он начался буквально на следующий день после «Dо#Dжа».
Конкурс интеллектуалов
Теперь Донецк может похвастаться самым масштабным джазовым мероприятием в стране. Прежде всего за счет конкурса молодых музыкантов. Дебютный конкурс «Dо#Dж junior» завоевал большой авторитет у начинающих джазистов во всем СНГ. В резюме многих молодых, но уже активно выступающих украинских и российских музыкантов написано: «Дебютировал на «Dо#Dже». Традиционные участники конкурса – донетчане, музыканты из других областей Восточной Украины, киевляне, москвичи, джазисты из Ростова-на-Дону. В оргкомитете уже не удивляются заявкам, где в адресе отправителя значатся Магадан, Алма-Ата или Кишинев. Кстати, на нынешний «Dо#Dж» поступило рекордное количество заявок – двести. Конкурсные выступления для фанатов джаза представляют не меньший интерес, чем вечерние звездные шоу, поскольку в Донецк едут студенты средних и высших музыкальных учебных заведений. Зал-тысячник Дворца молодежи «Юность» заполняется зрителями с самого утра. В основном здесь студенты Донецкого музыкального училища и музыкальной академии им. С. Прокофьева. В обоих заведениях учат джазу – такого внимания к этому жанру больше нет ни в одном городе страны. Жюри «Dо#Dж junior» состоит из джазовых спецов: председатель – профессор Российской музыкальной академии им. Гнесиных Игорь Бриль; сопредседатель – Александр Серый; российский дирижер, пианист и композитор Анатолий Кролл, питерский музыковед Владимир Фейертаг, ректор Донецкой музыкальной академии Вячеслав Воеводин, доценты того же вуза Валерий Колесников и Людмила Шершнева, глава интернет-ресурса «Джаз.Ру» Кирилл Мошков, киевские гуру джаза Алексей Коган и директор школы джазового и эстрадного искусства Петр Полтарев, генеральный продюсер радио «Ренессанс» Анатолий Евтухов и звезда кинофильма «Мы из джаза» Александр Панкратов-Черный в качестве почетного гостя. Александр Серый сообщил «Эксперту», по каким критериям оценивались конкурсанты: «верность джазовым традициям, способность импровизировать, техническая подготовленность, чувство формы – соблюдение тайминга, музыкальный образ».
На первых «Dо#Dж junior» царили традиция и архаика. Можно было услышать диксиленд или ансамбль балалаечников. Теперь конкурсантам не до шуток – соревнуются джазовые виртуозы и интеллектуалы.
Дуэт из Северодонецка в составе бас-гитариста и барабанщика балансировал на экстремальной грани между фанк-роком и фри-джазом. Слепая 18-летняя девушка из Томска Полина Свиридова продемонстрировала чудеса вокала, заставляющего вспомнить об Элле Фитцджеральд, Билли Холидей и Нино Катамадзе. Пока немногие решились проявить композиторские способности. Жюри впечатлила фортепианная элегия «Посвящение отцу» конкурсанта из Москвы Николая Сидоренко. У Александра Серого она вызывала ассоциации с Дебюсси. Несмотря на то, что москвич превысил регламент (а жюри строго следит за временем), ему вручили вторую премию и отдельный диплом за лучшую композицию.
Первая премия досталась донецкой группе «RadaSt'». Ансамбль исполняет лаунджевый джаз. А его солистка Рада Покаржевская, в прошлом году ставшая лауреатом «Dо#Dжа» в другом составе, удивила жюри, а затем и публику на гала-концерте вокальными спецэффектами, имитируя голос ребенка, скретч (скрип пластинки под иглой диджея), гитарную «примочку» wow-wow. Победителям, помимо врученной премии, пообещали бесплатно предоставить студию для записи диска, а также промокампанию.
Москвичи – непременные фавориты «Dо#Dж junior». «С воспитанниками Гнесинки можно соревноваться, только обладая недюжинным талантом.
В Украине пока что так не учат», – признает Серый. Подтверждением этих слов стал пьедестал «Dо#Dж junior», на котором, помимо упомянутых «RadaSt'» и Николая Сидоренко, оказались ансамбль Российской академии музыки им. Гнесиных и «Jazz Brothers» из Ростова-на-Дону
(оба – третья премия).
Полина Свиридова получила специальный диплом «Путевка в джаз» и приглашение на «Dо#Dж junior 2007» без предварительного отбора. На джеме сибирячка поинтересовалась у корреспондента «Эксперта», как в Украине относятся к этномузыке, – в ее репертуаре есть и такая программа. Услышав, что моднее в стране просто ничего нет, расстроилась, что привезла «традицию».
Суперзвезды и аудитория
Концертная часть «Dо#Dжа 2006» принципиально отличалась от предыдущих фестивалей. Прежде на сцене доминировали украинские и российские музыканты, и без того активно гастролирующие в нашей стране, – Игорь Бутман, Андрей Кондаков, Аркадий Шилклопер, Энвер Измайлов. А также зарубежные профессионалы, не слишком известные в мире сессионные и клубные исполнители Напуа Дэвой, Дениз Перье, Джонни Ви. Позже в компанию стали вливаться джазовые звезды соседних стран – Белоруссии, Молдавии, Литвы, Грузии, Польши. Каждый концерт был перегружен исполнителями, которых не объединяли между собой ни стиль, ни ранг. В этом году от афиши не рябило в глазах. Если не считать двух лауреатов-юниоров и молодой донецкой певицы, на двух вечерах выступило всего пять коллективов: три украинских и два иностранных – в качестве хэдлайнеров.
«Smack Band», известный киевской клубной публике своим ненавязчивым латино, «разогрел» слушателей. А вот столичный вокальный квинтет «ManSound», как и следовало ожидать, в очередной раз «порвал» местных меломанов. (Кстати, как свидетельствует отборочное жюри «Dо#Dж junior», молодые джазмены все больше интересуются электронной музыкой, а мужской вокал по-прежнему в дефиците.)
После «ManSound» второе отделение, отданное немцам, показалось убаюкивающей after-party. Немецкий квартет «Tok Tok Tok» анонсировался как новаторский коллектив, соединяющий с джазом такие экстремальные электронные стили, как техно, электро и даже хардкор. На поверку изюминка заключалась в том, что один из музыкантов имитирует ртом ударную установку. Нельзя сказать, что таким образом он обогатил ритмический рисунок. Как шутили в журналистском райке, любительница оригинального жанра Регина Дубовицкая с распростертыми объятиями приняла бы «Tok Tok Tok» в свое шоу. Пристрастие квартета к народно-прикладным изыскам неудивительно – творческий путь группа начала в берлинском метрополитене. Между тем солистка – мулатка Токунбо Акинро – обладает интересной внешностью, очень приятным бархатистым голосом, исповедует соуловую манеру пения и могла бы сделать хорошую эстрадную карьеру. Недаром ее кумиры – Арета Фрэнклин и Стиви Уандер.
На следующий вечер лидеры киевской клубной сцены «Night Groove» показали донетчанам уверенный импровизационный мейнстрим, а солистка группы Юлия Рома засвидетельствовала высокий уровень конкурса «Dо#Dжа» – несколькими годами ранее она завоевала в Донецке вторую премию.
Если «ManSound» «порвал» аудиторию, то гитарист Хайрам Баллок со своим бэндом развеял ее в газовую пыль. Американец под аккомпанемент
бас-гитары, клавишных и ударных начал с авторских джаз-фанковых композиций. Вернее он, как заправский рокер, сперва кинул клич в зал:
«Are you ready?!» Оторваться публика оказалась морально готовой, однако такого беспредела не ожидала. Необъятный негр в адидасовских брюках скакал по сцене, носился по зрительному залу, играл на гитаре лежа и делал это потрясающе. Баллок – виртуоз, но использует свое мастерство не ради эстетического эффекта или завистливого зубовного скрежета коллег по цеху, а для того, чтобы зарядить каждого зрителя энергией. То же касается и остальных участников Hiram Bullock Band. Если Энвер Измайлов, фишка которого тэппинг (игра на струнах гитары, как на клавиатуре), демонстрирует эту технику не без пафоса, то басист Фрэнк Грэйвис делает то же самое между прочим. И тут же обыгрывает вокальную манеру
Тома Уэйтса. Вообще, выступление Hiram Bullock Band – это фейерверк музыкальных шуток. Артисты пародируют суперзвезд не только музыкально, но и визуально. Становясь в грозные рокерские стойки, они наяривают, ничуть не уступая в драйве оригиналам: Джими Хендриксу, «Deep Purple», «Dire Straits» и «Rolling Stones». Не зря Хайрам выступал с такими знаменитостями, как братья Брекеры, Майлс Дэйвис, Spyro Gyra, Чака Хан, Барбра Стрейзанд, Стинг, Пит Тауншенд, Эрик Клэптон и
Ринго Старр.
Сильная рок-составляющая творчества американца не смутила
джаз-фанов. Баллок если и играет рок, то его джазовое мышление и профессионализм, как шило в мешке, не утаишь. Присутствие на фестивале западных исполнителей высокого ранга – результат сотрудничества с концертным агентством-мейджором европейского рынка «Just Jazz International Konzertdirektion G. Mayer». Системность в антрепренерской политике и солидное партнерство выводят «Dо#Dж» на качественно новый уровень.
Окончательно определилась и музыкальная концепция фестиваля. Ее наметки прослеживались еще в прошлом году. Тогда хэдлайнерами стали украинские коллективы «Ethnovation», соединивший джазовые импровизации с балканскими, кавказскими и татарскими национальными мотивами, и «Ночной квартал», специализирующийся на блюзе. А также
фанк-рок-блюз-джазовая Нино Катамадзе, американско-польское фьюжн-трио Дина Брауна и английская «Jazzinho», играющая босанову. Лидеры этого года продемонстрировали латино, свинговое ансамблевое пение, лаунджевый соул-джаз, мейнстрим и джаз-фанк-рок. Налицо жанровая легкость программы. Вся эта музыка может звучать на радио, подходит для фонового прослушивания и подпадает под категорию модной. А вот культового джаза на «Dо#Dже» (если не считать конкурса), похоже, больше не будет. Организаторы заинтересованы в расширении аудитории.
Вкусы улучшаются
За годы существования фестиваль так и не стал прибыльным. Александр Серый уверен, что в случае с джазом это невозможно.
Главный спонсор «Dо#Dжа» сегодня – компания «АЗМОЛ».
Поддержка со стороны властей гарантирует развитие фестиваля: местная администрация обеспечивает проживание многочисленных участников в гостиницах, транспорт, размещение рекламы на ТВ.
Бизнес-круги более прохладно относятся к джазу. Все эти годы фестивалю протягивают руку помощи лишь те коммерческие структуры, которые проявили к нему интерес с самого начала. «Dо#Dж» мог стать богаче уже в этом году, однако парламентские выборы вынудили потенциальных партнеров отложить сотрудничество до будущего лета. «Речь идет о подключении к нашей новой программе, – говорит президент фестиваля Серый. – Мы хотим создать продюсинговую компанию, некий «Dо#Dж-клуб», который в течение года будет проводить шесть-двенадцать концертов по всей стране».
Первые шаги из Донецка «Dо#Dж» сделал еще год назад. Тогда фестиваль ограничился лишь одним концертом в родных стенах «Юности» и устроил два представления в Киеве, а спустя несколько дней – в Москве.
В этом году фестиваль проходил по такой же схеме, правда, ограничился одним концертом в Киеве – в концерт-холле «FrееДом». Следующий десант Александр Серый запланировал во Львов – город, где он родился. Пожалуй, произвести впечатление на земляков ему будет так же сложно, как и на киевлян. Львовяне избалованы качественным польским джазом и деятельностью в этой нише местного творческого объединения «Дзыга».
Кроме того, фирма «ICMG», которая занимается организацией «Dо#Dжа», расширяет свою специализацию, открыв во время фестиваля студию звукозаписи. Руководитель «ICMG» Александр Серый утверждает, что это первая в Донецке студия серьезного европейского уровня и что она идеальна для записи «живой» музыки, особенно джаза.
Александр Серый давно занимается продюсированием музыкантов. Но только на «Dо#Dже 2006» у него созрела мысль взять под свое крыло джазистов: «Из восемнадцати конкурсантов этого года выделяются шестнадцать сложившихся творческих коллективов, которые несложно довести до ума: немного изменить аранжировку, повысить аккуратность исполнения и уровень ансамблевого взаимодействия, взять организацию творческого процесса под свой контроль – и можно отправлять на гастроли в Европу». Александр Серый имеет полноценный структурный комплекс для продвижения музыкантов. В его распоряжении конкурс как источник материала, студия, паблишинг (печать аудиопродукции) и наработанные связи со СМИ. К этому стоит добавить тесный контакт с новым партнером «Dо#Dжа» – «Just Jazz International Konzertdirektion G. Mayer». Руководитель агентства Кэтрин Майер лично присутствовала в Донецке и согласна с выводами Серого относительно уровня конкурсантов.
За шесть лет своего существования «Dо#Dж» внес большой вклад в улучшение музыкальных вкусов донетчан. В зале «Юности» наравне со студентами музыкальной академии можно встретить хорошо одетых дам и господ. «Продажи джазовых и околоджазовых пластинок выросли многократно, – замечает Серый. – В автомобилях джаз стал звучать в два раза чаще, чем три года назад».
Сергей Волохов
22.04.2006
|