|
Газета «Донецкие новости»
На фестивальном конкурсе исполнителей джаза снова не был вручен Гран-при, но гости фестиваля зажигали за всех.
В этом году в Донецке было два фестивальных дня и один – в Киеве. Туда привезли все лучшее, что было в Донецке (а везти было что) – гостей и конкурсантов-победителей. К сожалению, на конкурсе молодых исполнителей снова не нашлось никого, достойного Гран-при, но, в принципе, общий уровень участников из года в год растет – это отметил президент фестиваля Александр Серый.
«Когда мы называем себя джазовой столицей Украины – здесь наши амбиции, – сказал он. – И они подкреплены тем, что в рамках донецкого фестиваля проходит конкурс молодых исполнителей – это наша гордость. Аналогов этому конкурсу пока в Украине нет. В этом году конкурс стал географически значительно шире – появились заявки из Алма-Аты, Молдовы, и – традиционно – Ростова, Москвы... Результат
конкурса – музыканты «Night Groove» сегодня приглашены как гости фестиваля. Это уже о многом говорит. Именно конкурс и привлечение молодых музыкантов отличает донецкий фестиваль от остальных. Плюс наш фестиваль выпускает диски».
В этом году на фестиваль пришло более 200 заявок. Из них отобрали не 12 человек, как обычно, а 18 – настолько высок был уровень этих исполнителей, что, по словам Александра Серого, не поднялась рука кого-то из них не допустить до финала. И тем не менее Гран-при строгое жюри не присудило никому. Победителями были названы донецкий коллектив «RadaSt’» (1 место), москвич Николай Сидоренко (2 место), a «Jazz Brothers» (Ростов-на-Дону) вместе с Ансамблем РАМ им. Гнесиных из Москвы разделили третье место. Как пообещал Серый, победителям будет предоставлена студия для записи альбома.
Самыми главными событиями на фестивале были выступления гостей. В первый день публика релаксировала под мягкий летний джаз «Smack Band» (Украина), внимала мужскому киевскому секстету «ManSound». Шестеро мужчин (полная иллюзия небольшого оркестра с хором) устроили настоящий праздник души для ценителей не только джаза, но и просто любой хорошей музыки, и дело тут даже не в виртуозном владении своими голосами, а в полной бесконечного позитива энергетике их музыки.
Немецкие музыканты «Tоk Tok Tok» во главе с очаровательной солисткой Токунбо Акинро погрузили слушателей в приятную джазовую нирвану – хотя, наверное, бархатный и мощный негритянский вокал немкимулатки лучше звучал бы в каком-нибудь клубе или на кулуарном концерте, чем в большом концертном зале «Юности».
Настоящий шок случился днем позже, когда на сцену ворвался музыкальный вихрь из США по имени Хайрам Баллок. Этот человек, «выдающийся и разносторонний гитарист мирового уровня», как сказано в программе, произвел маленький фурор еще когда в первый фестивальный день пришел в зал – просто посидеть послушать джаз. Знающие люди из первых рядов заволновались и стали шуршать бумажками в поисках чего-нибудь подходящего для автографа и спрашивать друг у друга пишущие предметы. Колоритный темнокожий с дредами не отказывал в милости и вообще держался как крайне простой и компанейский парень. Когда же на следующий день он вышел на сцену... просто приведу цитату одного меломана, который очень смачно поделился по ICQ своими впечатлениями:
«Во втором отделении вышли темнокожие, и началось. Когда они взяли первую ноту, я подумал: так играть нельзя, потому что если ТАК начинать, то как же тогда заканчивать? Но когда они закончили, я подумал, а какая же будет вторая их вещь? Потому что обычно таких вещей бывает одна-две на альбом... А зал – он практически не садился. Вот, помнишь, в Киев приезжали из Германии «Скорпионс». Там народ тоже стоял весь концерт, но по энергетике если сравнивать, то это было два процента из ста. Короче, надо срочно покупать диск этого Хайрама Баллока.»
Где находят такие таланты организаторы фестиваля, известно только им самим. Ориентируются на свой вкус – и слава Богу, что со вкусом у них все сложилось!
- Мы постарались сделать так, чтобы этот фестиваль был легко слушаемым, – сказал на пресс-конференции Александр Серый. – То есть на концертах будет музыка, которая, безусловно, включает в себя большое количество джаза, но это будет музыка просто хорошего настроения, солнца, позитива. По поводу того, как формировался состав выступающих: есть рабочий девиз фестиваля «Dо#Dж» – «Мы из джаза». У нас в качестве почетных гостей появятся люди из этого легендарного фильма, это будет фишка фестиваля. А в остальном будут коллективы, играющие музыку, в которой много настроения. Здесь я, конечно, во многом опирался на свои личные пристрастия и на советы товарищей.
- Вы не считаете, если и в дальнейшем на фестивалях будет звучать музыка легкая и солнечная, то основное направление фестиваля станет развлекательным? – спросили у организаторов придирчивые журналисты.
- Мы должны сегодня пропагандировать джаз, а не навязывать достаточно сложную музыку людям, рискуя отвернуть их от джаза вообще. Для «махрового» джаза существуют маленькие джаз-клубы, специальные проекты и концерты, на которые приходят такие же «специальные» люди. Не может человек через сложную музыку прийти к уважению и пониманию стиля. А если человек уже к этому пришел – пусть смотрит в афишу и думает, что ему нужно.
Владимир Фейертаг (бессменный ведущий фестиваля, музыковед, преподаватель, автор первой русскоязычной книги о джазе):
- Я всегда, когда выхожу на сцену фестиваля, говорю зрителям страшные слова: «Вам не нравится – встаньте и уйдите». На фестивале есть два типа публики: первая – это любопытные, которые придут на любой фестиваль, не все проглотят, но все послушают, потому что это событие и это интересно и престижно. И есть публика, которая уже знает джаз, любит что-то одно, ее уже никогда не свернуть с дороги, она знает один стиль и ждет только его. Такие люди тоже должны быть обслужены, но сегодня жизнь немного другая – есть какие-то клубы, вечера, концерты, где точно написано, какие стили кто играет. И фестиваль – это программа, где звучит все. Это не ваша музыка – вы ушли. Потом пришли снова. Но на фестиваль надо приходить как на праздник. На празднике могут быть тосты, которые вам не по душе, ну и что? А выпить-то все равно можно».
На следующий год фестиваль приедет еще и во Львов. «Мы сделаем такую джазовую ось Украины – Донецк-Киев-Львов», – пообещал президент «Dо#Dжа» Александр Серый.
Вот, собственно, и все. Фестиваль состоялся благодаря стараниям компании «ICMG» и при спонсорской поддержке компаний «Азмол» и «Олимп». Кстати, о самом важном. На пресс-конференции журналисты все допытывались, что дает фестиваль для донецкой культуры и насколько вообще важен для украинского джаза в целом. Об этом хорошо сказал Владимир Фейертаг:
В биографиях многих украинских и российских музыкантов (я составляю эти биографии) есть такое: «дебют на донецком фестивале»,
«стал известен после выступления в Донецке»... А дальше уже он играет в
Нью-Йорке. Вот это важно – где человек проявился. И надо радоваться, когда это происходит в Донецке. Или в Одессе, или еще где-то. Потому что чем больше нас, тем нам всем лучше.
Ольга Склярук
20.04.2006
|