1   1
 
1   1

Любовь должна быть большой

1
Статьи 1-5
Статьи 6-10
Статьи 11-13
 

Газета «День»
Репортаж с заключительного концерта джазового фестиваля « Dо#Dж 2006», состоявшегося в концерт-холле «FreeДом»

От гимнастики до уик-энда
Джазовый фестиваль « Dо#Dж 2006» (Донецкий Джаз), как и в прошлом году, проходит в новом формате: в Донецке концерты – для массовой аудитории в ДМ «Юность», а в Киеве для узкой – в ночном клубе «FreeДом» (организатор – компания «ICMG», спонсоры – ТМ «Азмол» и ТМ «Олимп»). Обстановка, соответственно, в клубе более интимная, чем во Дворце молодежи. На столиках свечи, уютный сумрак, шампанское и сыры.
Первым в программе был квинтет Сергея Крашенинникова «Cherkasy Jazz Quintet» (географическая принадлежность которого ясна из названия).
Достаточно профессиональный коллективчик. Как ярко блестели их духовые инструменты, так и их музыка была неплохо «отполирована», все «детали» подогнаны, все на своих местах. Не было особых прорывов, но и падений незаметно. Крепкий джазовый квинтет, исповедующий умеренно импровизационную, умеренно гармоничную музыку. Что-то в ней есть от гимнастики – такая «упругая бодрость».
Затем появился квартет из Германии «Tok Tok Tok». Заявлены они были как джазовые ребята, экспериментирующие с электронными стилями – техно, электро, хаос, хардкор. Но это было большим преувеличением. Все эти стили (преимущественно диджейские) характеризуются убыстренным ритмом (хардкор – 150-220 ударов в минуту). Я прикидывал, как это все можно соединить с джазом? Все оказалось намного прозаичнее – как такового электроударника не было вовсе. Его роль выполнял брито-лысый участник группы, звуки барабана он имитировал ртом у микрофона. А это крайне далеко от жесткой хардкоровской направленности.
Группа исповедовала «прохладный» джазец, но с щепоткой психоделии, такой слегка «подкисленный».
Можно отметить клавишника (с сосредоточенным отрешенным лицом) – у его синтезатора был своеобразный «плавающий» звук, в чем-то характерный для блюза, но в о-очень медленном темпе. Заплыв в бассейне собственной виллы после изрядной дозы спиртного! Как раз и чернокожая эротичная вокалистка очень кстати подхватила тему «уик-энда». Это была крупная фигуристая девушка в коричнево-золотистой футболке и голубых джинсах с широким ремнем, делающим ее бедра еще более притягательными. Она со стандартной негритянской хрипотцой в голосе убеждала в духе «все будет хорошо, только надо расслабиться».
Однако у «Tok Tok Tok» уж слишком все релаксационно, сознанию не за что зацепиться (кроме бедер!). И даже слегка начинает клонить в сон. Но тут, бросив изображать ударника, лысо-бритый музыкант совсем неплохо заиграл на саксофоне, обозначив мелодию импрессионистскими штрихами.
Через равномерные промежутки времени из публики стала выходить женщина в оранжевой футболке, подбираясь поближе к вокалистке. И долго при помощи мобильника выставляла картинку, пытаясь сфотографировать певицу получше. Казалось, зрительница наблюдала артистку по
телевизору – настолько безучастна была ее собственная реакция.
Эта сценка отражала атмосферу – до этого момента, концерт был несколько скучноват.

Всеядный хищник
Все мгновенно изменилось, как только на сцене появилась американская группа «Hiram Bullock Band».
Хайрам Баллок – огромный негр в футболке с изображением тигра и синих спортивных штанах (так искренне любимых нашим народом). На ремне его гитары забавно висело белое полотенце. Предполагалось, что он сейчас задаст жару – раз банная принадлежность наготове? И он задал!
Ведущий Алексей Коган объявил его как человека, который играл с такими легендами джаза, как Майлз Дэвис и Жако Пасториус. Можно добавить, что Хайрам также музицировал с такими звездами рока, как Стинг, Билли Джоэл и Эрик Клэптон. Он был задействован в нью-йоркских ночных телешоу, куда его приглашали играть «вживую» со звездами первой величины, где играть нужно было уметь все. К тому же – экстраклассно!
Эта «всеядность» Баллока отразилась и на репертуаре концерта. «Проглотить» Хайрам способен многое: от различных музыкальных направлений до невиданного количества снеди. О чем он тут же рассказал: и какие он блюда любит, и как обожает их выбирать в меню. И как официанты подносят их (он изобразил это при помощи полотенца). И дальше – на эту «гастрономическую» тему он выдал отличный блюз. И пел он, надо сказать, «смачно».
Волосы у него были в виде шнурков, задница похожа на две половинки школьного глобуса. А живот напоминал огромный музейный глобус. Но лицо при этом не было лишено тонкости.
Когда я позднее покопался в Интернете, обнаружил, что еще лет десять назад у Баллока была атлетическая фигура. По-видимому, подвела его любовь покушать, о которой он только что артистично поведал залу.
Надо сказать, что бы он ни говорил, куда бы ни поворачивал голову, либо просто делал какие-либо передвижения по сцене, центр внимания публики неизменно перемещался вслед за ним. А если он просто стоял (что было редко), то казалось, начинал пристальнее вглядываться в публику тигр своими зелеными глазами на его футболке. Все в Хайраме было исключительно динамичным! Вот уж действительно «заметная» личность: и по ауре, и по обаянию, и по габаритам!
Его коллектив состоял из белого лысого басиста небольшого росточка и чернокожего клавишника с ударником. Басист являлся вторым полноправным участником шоу, он умело подыгрывал патрону, задорно перемигиваясь в экспрессивных местах композиций.
Баллок выдал следующий блюз в духе Би Би Кинга – знаменитого блюзового гитариста. Однако исполнение Хайрама было более пластическим и игривым, являясь продолжением его неуемной жизнелюбивой натуры. С аудиторией он творил, что хотел! Она с еще большим упоением стала следить за малейшими проявлениями его активности: кряхтением, мимолетным движением мизинца, вскидыванием брови – практически всеми частями тела Баллок дополнительно иллюстрировал свою музыку. Точно так же и песни являлись отражением Хайрама.

Из личного дела
Родился он в японском городе Осака в семье военнослужащего. Затем переехал в США. Переиграл в сейшенах с рядом звезд. Я думаю, гораздо больше, чем в студиях. Судя по его небольшой дискографии
(всего несколько альбомов с 1986 года), Хайрам как студийный
артист – лентяй. Ему, наверное, тяжело себя загнать в студию. Для других он играет охотнее. Для него процесс важнее результата. Что не мешает ему оставаться гениальным артистом. Манера его игры претерпела определенные изменения в сторону рока. И сейчас он демонстрировал все, на что способен. А способен он, буквально, на все!

Джаз, рок и клоунада в одном лице
Третьим номером была баллада. Пел он ее трогательно. Немножко горчащая, но уютная интонация сквозила в его голосе. Затем в том же сентиментально комедийном стиле он продолжил разговор с публикой. Каждая реплика вызывала самую непосредственную реакцию. Хотя, как минимум, половина аудитории слабо понимала английский (в том числе и я), Баллок был понятен без перевода. Его речь, например, перед очередной лирической балладой про любовь очень сильно напоминала номер всемирно известного клоуна Вячеслава Полунина (Асисяя) «У телефона». Хайрам искусно копировал воображаемый диалог мужчины и женщины.
При этом он умудрялся держать в голове, как выгодней показать себя фотографам (которые на него, конечно, летели, как осы на мед, поскольку любой его жест ярок).
Он умудрялся нарочито колыхать своей необъятной задницей и животом, и во всем этом было много мило-кокетливого. И, как ни странно, не производило впечатления кривляния. Эту грань он не переходил.
Коллективчик жахнул быстрые блюзы, и просто уже не было сил не танцевать. Я со своей девушкой пустился в пляс. Какое-то время мы продолжали танцевать одни.
Сказывалась специфика аудитории киевских элитарных
ночных клубов – большинство продолжало сидеть с серьезными лицами, будто они присутствовали на прелюдии Баха в стенах органного зала.
И, тем не менее, ток Баллока передавался всем. Народ стеснялся плясать, но во всем остальном реагировал живо. А пока маленький басист мотался вокруг туши Хайрама, как шакал Табаки вокруг Шерхана из «Маугли»
(это, конечно, условно говоря, поскольку басист тоже был парнем не без обаяния).
Но музыка Баллока все больше нуждалась в танцующих, поскольку он являлся человеком шоу!
Через некоторое время к нашей парочке присоединились две девицы. И отчаянно заплясала та женщина, фотографирующая в упор мобильником.
Тут Баллок стал вытворять просто черт знает что – взял и повалился, как оступившийся слон. Это можно было обозначить и как «внезапно прилег». На лестницу, ведущую со сцены в зал. (Представьте, как вокруг него сразу засуетились фотографы!)
И при этой клоунаде гитарист ни на йоту не сбился, не сфальшивил. А ведь выдавал сложнейшие инструментальные штуки! Поразительно, как безумные по красоте переходы он умудрялся делать, едва прикасаясь пальцами к грифу. Как бы между прочим. Это – чудо!
Тем не менее, серьезность элитарной публики он «пробивал» с трудом.
В конце концов, Хайрам пригрозил, что, если сейчас все не пойдут танцевать, он отчалит. Этот шуточный ультиматум вызвал небольшой прилив танцевальной аудитории.
Баллок «утяжелил» звук и жахнул классику рока: «Роллинг Стоунз»,
«Дип Перпл», «Даер Стрейтс».
С одной стороны, он использовал по максимуму энергетику мировых хитов, но в то же время сообщал им что-то свое, интерпретируя затертое
«Smoke On The Water«» или «I Can't Get No Satisfaction». Пляска усилилась!
Говорят, в Донецке Баллок для аудитории ДМ «Юность» «вышивал» до утра. Сегодня он тоже работал неслабо – часа три. Но до рассвета
«не дотянул». Надо получить больше «завода» от аудитории, которая сегодня не была молодежной.
В финале выступления он мощно спрыгнул в зал и принялся бегать от одного столика к другому, залазил на диваны под хохот публики
(не прерывая мастерскую игру). «Тигра» мало смущала презентабельная скованность посетителей «FreeДома»: в «Доме свободы» он был самым свободным! Он, что называется, не успокоился бы, пока бы не вытащил все «взрослые» души из дорогих костюмов и не заставил их, позабыв обо всем на свете, превратиться в маленьких (но таких больших!) деток! При другом раскладе он вряд ли бы свою задачу считал выполненной. В конце его выступления присоединился саксофонист из группы «Ток Ток Ток» и тоже выдал парочку приятных «красок».
Уже второй подряд джазовый фестиваль (я имею в виду «Єдність 2006») заканчивается мощными роковыми аккордами (хотя тот же Баллок «официально» считается джаз-фанковым исполнителем, с уклоном во фьюжн).
Это говорит о том, что сейчас жанровые различия (учитывая, что и джаз, и рок уже пережили пору расцвета, зарождается что-то новое) стираются! Остается УНИВЕРСАЛЬНАЯ МУЗЫКА, впитавшая в себя наиболее сильные стороны обоих жанров!
Я видел много звезд первой величины, но то зрелище, которое собой представляет Баллок – по эмоциональной раскрепощенности и насыщенности – одно из самых ярких! В моем личном хит-параде он выходит на первые места. По части драйва я бы сравнил его с выступлением Яна Андерсона со своим «Джетро Таллом» во Дворце «Украина» год назад.
Баллок – шоу-мастер высочайшего уровня и артистического воздействия. Все свои недостатки (малое количество студийных работ) он умело переплавляет в достоинства концертного образа. С аудиторией он чувствует себя «в своей тарелке». А она с ним – тем более! (И не захочешь «отвечать взаимностью» – а придется!)
Ему, по большому счету, все равно, где выступать, то ли в ночном клубе, то ли на стадионе. Своим магнетизмом и мастерством он может «поднять» любое количество зрителей, и все они останутся довольны! Поскольку каждому из них он сумеет сообщить добрый, славный, позитивный заряд любви.
В этом году устроители « Dо#Dжа», пригласив эту «весомую» (во всех смыслах) звезду джаз-рока, явно не прогадали!

Константин Рылев
20.04.2006

!
 
1   1