|
Газета «День»
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ» И «ЭНЕРГЕТИКИ» собрались в Донецке на фестиваль «Dо#Dж 2005»
Он имеет давнюю историю, начатую еще во времена совковой комсомолии, в 1969-м. Молодцы были тогда джазовые музыканты, умели приспособиться к условиям идеологического да и творческого подавления. Донецкий джаз стал всесоюзной джазовой отдушиной, форточкой, дающей глоток свежего джазового воздуха. Потом форточку прикрыли и о фестивале забыли. В новые времена возрождение феста и его дальнейшее существование связаны с именем команды «ICMG» под предводительством продюсера Александра Серого.
Три дня – три города
«Dо#Dж 2005», как и его предшественники, проходил три дня. Однако не в одном Донецке, а еще и в Киеве и Москве. В Донецке с утра прошли конкурсные прослушивания молодых джазменов, а вечером – концерт взрослых участников фестиваля и выступление двух свежеиспеченных юниоров-победителей. А на закуску – ночной джем-сейшен. То есть все фестивальные донецкие мероприятия прошли в течение одного дня. Нагрузка на всех «активных» участников была очень велика (я имею в виду жюри, артистов, слушателей конкурса «Dо#Dж junior», организаторов да и публику, посетившую основной фестивальный концерт, который шел до 2-х часов ночи). Потом значительная часть арт-команды перелетела в Киев, чтобы выступить на двух площадках – в «Театре на Печерске» и в клубе «Персона». После Киева «Dо#Dж» уже предстал перед публикой московского клуба «Jazz Town».
Но вернемся в Донецк. Раннее утро фестиваля было отдано конкурсу молодых джазовых исполнителей. На его первом этапе было подано 132 заявки. Отборочное жюри выделило 12 наиболее профессиональных музыкантов, которые и состязались в мастерстве. Были представлены молодые музыканты Донецка, Киева, Москвы и Ростова-на-Дону. Премии распределились так: Гран-при и 000 не были присуждены. Первую премию получили два номинанта: пианист Алексей Чернаков, Москва, 16 лет, студент Гнесинского училища (принят прямо на III курс в класс Игоря Бриля) и московский же коллектив с оригинальным названием «Ансамбль №1» из студентов Гнесинской академии (класс Александра Осейчука). Вторая премия досталась Андрею Красильникову и донецкой группе «B-complete». Третью получили команда «Impressions» из Киева (солистка – молодая певица Аня Коханчик) и биг-бэнд Днепропетровского музыкального училища им. Глинки под управлением Юрия Паламарчука. Дипломами жюри отметило лучших инструменталистов: бас-гитара – Данилевич Сергей, перкуссия – Рамазанов Рафет, вокал – Коханчик Анна, контрабас – Белоусов Дмитрий, тенор-саксофон – Остапчук Олег, альт-саксофон – Красильников Андрей, труба – Речкалов Евгений, гитара – Павлов Александр, а также авторскую композицию «Клаустрофобия» Алексея Чернакова и аранжировки Рады Покаржевской (Донецк, «B-complete»).
Без чувства юмора нельзя
Лешу Чернакова я слышала впервые около года назад в г. Южном под Одессой на детском джазовом фестивале памяти Леонида Утесова. Он, тогда еще 15-летний ученик московской ДМШ, уверенно взял Гран-при, переиграв около 250 соперников. Нынче в марте, побывав на концертах Первого московского международного конкурса молодых пианистов, я вновь была захвачена зрелостью и креативностью его искусства. «Dо#Dж» подтвердил талант и мастерство молодого исполнителя в третий раз.
Игорь Бриль, пианист, профессор Гнесинской академии, неизменный председатель жюри «Dо#Dж junior»:
– Мастерство джазмена включает в себя все абсолютно: владение жанром, шоу, если позволяют рамки конкретного стиля, ощущение себя в процессе исполнения, а это подразумевает чувство юмора. Все вместе.
– Как Вы оцениваете творческие возможности и перспективы сегодняшнего победителя, Вашего ученика Алексея Чернакова, яркого музыканта?
– Конечно, и в собственных композициях, и в аранжировках творчество у Алексея во главе угла. Плюсом является и его работоспособность, поразительная неотвлеченность от всего остального, житейского: он отличный организатор, способный прекрасно организовать репетицию, добиться точного исполнения замысла. В связи с этим вспомню мнение Марсиаля Солаля, французского пианиста, о критериях, по которым можно судить музыканта: фантазийность, владение инструментом и формой. Все это присуще Чернакову.
Игорь Бриль не случайно вспомнил о Солале: выдающийся европейский мастер играет очень ярко, его фантазия и стилистика разнообразны, сложны и многоплановы. Слушая Чернакова в Донецке, я часто вспоминала манеру француза, которого слушала в Москве, ощутив сильное пересечение двух личностей – 70-летнего европейского мэтра и 16-летнего россиянина.
Хорошее впечатление оставили молодые дончане из «В-соmplete». Особенно привлекла их лидер – вокалистка Рада Покаржевская, студентка академии им. Прокофьева. Она мастерски «снимает» произведения с аудиограмм, дополняет собственными аранжировками и оригинальной исполнительской манерой. Коллектив (а певице помогали вокальное трио и инструментальный ансамбль) выглядел очень индивидуально, современно и профессионально, исполняя этносмесь латины и фьюжна.
«Кавказский воздух»
Вечером начался большой фестивальный концерт. Первой на сцену поднялась певица из Грузии Нино Катамадзе. Нино легко полюбить, но с ней сложно расстаться. После выступления «Insight» хочется броситься покупать билет в Тбилиси и лететь вслед за этим сказочным голосом... Песни джаз-фанк феи, исполняемые на неведомом грузинском языке, остаются где-то глубоко внутри тебя и их не хочется отпускать! Жемчужина вокала Нино гармонично обрамляется великолепным релаксирующим миксом грузинского фольклора и джазовых импровизаций музыкантов «Insight». Я ловила себя на ощущении возникающей в зале атмосферы чистого свежего дыхания кавказского воздуха, мягкого женственного начала, буквально мистического благоговения, вызываемого певицей у слушателей. Нино много улыбается и смеется во время выступления, она как будто находится в состоянии светлого транса. Этому способствуют и ее красивое лицо, простые наряд и прическа, отсутствие грима, полная открытость чувств и мыслей. У нее совершенно особенная вокальная манера и техника. Певица как будто помогает себе и слушателям руками, вышагиванием по сцене, изгибами тела, редкими странно-неуклюжими жестами, даже прыжками. Она не боится естественности. Эта артистка не заботится о том, как она будет выглядеть, и ведет себя на сцене по велению сердца: волшебница, покоряющая и очищающая души людей. Ее позитивная энергетика колоссальна и не только стихийно-интуитивна. Многие композиции имеют очень значительную протяженность, в ходе их развития возникают чередующиеся сильные динамические подъемы и спады, временами мне казалось, что я ощущаю буквально симфоническое развитие драматургии композиций. Она использует множество перкуссионных «примочек». В ее руках все превращается в музыку. Даже целлофан от подаренных цветов, которым она очень нежно и мягко пошуршала перед микрофоном, привнес в атмосферу зала дополнительную позитивную эмоцию. Ломкое, огромного диапазона меццо-сопрано Катамадзе несет в себе изначальную политембральность. Немудрено, ведь Нино родилась и выросла в Грузии, окончила Батумское музучилище, впитала культуру своего народа, многому научилась у живших в Кобулети рядом с грузинами греков. На ее становление наибольшее влияние оказала красота родного края: гор, моря, свежего ветра, солнца, цветов, запахов родной земли. Ее детскость одновременно выражает вечную мудрость и глубокие непреходящие ценности. Ей есть чем поделиться со своими слушателями, она популярна на Западе, и мы счастливы, что приобщились к искусству большого мастера.
Победила музыка
Играть после артиста такого уровня очень непросто. Хочется отметить, что организаторы фестиваля не учли этого момента, и драматургия концерта оказалась «сбитой с ритма». Вторыми в этот вечер были участники киевского квинтета Александра Рукомойникова.
В его составе попеременно солировали и ансамблировали два крепких, мощных саксофониста-сопраниста-тенориста: Рукомойников и киевский немец Гетц Грюнберг, несколько лет работающий в наших клубах. Вместе с ними на сцене были пианист Алексей Саранчин, бас-гитарист Игорь Закус и барабанщик Алекс Фантаев – все признанные мастера, виртуозы, известные киевские профи. Играли ярко, мощно, энергично, но осталось ощущение прямолинейности, нетонкости, нечуткости. Несколько лет назад после концерта известных французских музыкантов, выходя из зала, я услышала одобрительное замечание слушателей по поводу их игры: «Жабоеды валят конкретно». Именно так на языке музыкантского сленга можно обозначить стиль, в котором отыграли киевляне. Впрочем, Грюнберг «чесал» на теноре и сопрано как бы между прочим. Рукомойников имеет звук мощности вожака стада слонов. Саранчин «шпилил» как реактивный самолет. Закус стоял как скала, а Фантаев выделывал свои традиционные акробатические номера палочками, лицом, глазами, ногами и всем, чем хочешь. Выступление квинтета выглядело как дуэт-состязание, в котором, безусловно, победила музыка. Впрочем, удивить стандартами можно лишь при условии супервысокого класса игры, потому что в джазе это – как в академической музыке играть Баха.
В концерте участвовала и юная дончанка Маша Степаненко в сопровождении взрослого инструментального октета. Отработали добросовестно, но у этой исполнительницы еще многое впереди, и главное для нее сейчас – учеба. А учиться на таком фестивале, как «Dо#Dж», ох как приятно и результативно. В окружении таких-то звезд! И если в Донецке она отпела программу скорее по-ученически, то в Киеве в Новом театре на Печерске – в камерном зале – появился и драйв, и кайф.
Порадовал латиноамериканский ансамбль «Jazzinho», в настоящее время обитающий в Англии. Этот один из моднейших джазово-боссановных европейских коллективов, постоянно участвующий в главном европейском фестивале в Монтрё. Его солистка-вокалистка Гуида Де Пальма – явление неординарное и яркое. Она не только опытная исполнительница со своей собственной техникой и стилистикой. Гуида – полная противоположность Катамадзе. Она очень эротична и в своем арсенале имеет не только музыкальные, но и танцевально-ритмические приемы, поддерживая интерес публики на высоком градусе напряжения.
Трио американского гитариста Дина Брауна уже известно в Киеве. Он выступал здесь несколько раз. Дончане услышали его впервые. И не были разочарованы. Ему помогали отличные и именитые партнеры: бас-гитарист Стив Логан – могучий темнокожий красавец, барабанщик – поляк Кшиштоф Завадский. Брауна мало слышать, его нужно видеть. Его грубоватый, а временами изысканный фьюжн – с частыми ритмическими и тональными «перебивками», ускорениями и замедлениями, даун-бит, подчеркивающий каждую долю, вводит слушателей в мощный драив. Браун – с длинными прямыми волосами, некрасивый и одновременно привлекательный, непрерывно двигается, дергается, скачет, меняется в лице, приплясывает.
Последними были киевляне – коллектив «Ночной квартал», но усталость и перегруженность программы не дали возможности воспринимать их более внимательно, как они того, возможно, заслужили.
В Киеве к вышеописанной джазовой команде присоединились отличные ребята из «Ethnovation», что играют этномодальный фьюжн, в котором удачно объединены украинская, сербская, татарская, армянская этнические мелодии в сочетании с современными джазовыми стандартами, а также авторскими композициями современного авангардного направления. Во главе ее стоит очень молодой скрипач-пианист-композитор-аранжировщик Усейн Бекиров. Ему пока не достает чуть-чуть «школы», но поскольку Усейн – очень талантливый музыкант, скоро мы убедимся в явном прогрессе. Его коллектив выступал уже на прошлом «Dо#Dже», правда, под другим названием – «Freenational Band», произведя фурор и вызвав наибольший ажиотаж среди конкурсных выступлений.
Итак, фестиваль отшумел и, как сказал на итоговой пресс-конференции Алексей Коган – неизменный ведущий «Dо#Dжа», а теперь еще и линейный продюсер фестиваля: «Dо#Dж 2005» получился самым удачным, самым насыщенным, самым разнообразным, а конкурс был сильнее, чем во все предыдущие годы». Мы словно в разрезе увидели благодаря шикарным исполнителям две тенденции, царящие в современном джазе: интеллектуальную – европейскую и энергетическую – американскую. Обе они частично используют технический и выразительный арсенал друг друга, взаимно обогащаясь и проникая одна в другую... Нам же, слушателям, остается, не задумываясь над тенденциями, просто впитывать весь этот джаз и жить предвкушением «Dо#Dж 2006». Благо в этом году не подвел постоянный партнер донецкого джаза – компания «Азмол», а помог ему и организаторам в этом оператор мобильной связи «Life».
Ольга Кизлова
21.05.2005!
|