1   1
 
1   1 Дали джазу 1
Статьи 1-5
Статьи 6-10
Статьи 11-15
Статьи 16-20

Еженедельник «Московский Комсомолец – Донбасс»


В Донецке опять дали джазу. Пятый раз подряд.
На сцене нестареющего Дворца молодежи «Юность» 12 мая «Dо#Dж 2005» стал концертной площадкой для музыкантов пяти стран: России, Грузии, США, Великобритании и Украины. И хотя география участников особым изменениям не подверглась, география самого фестиваля значительно расширилась, захватив и сопредельные территории: донецкие зрители разделили джазовый праздник с киевлянами и москвичами. Впрочем, это не помешало некоторым киевским журналистам заявить: «Концерты «Dо#Dж 2005» состоятся не только в Киеве, но и в Донецке, и в Москве».
Напомним этим журналистам, что само существование данного фестиваля стало возможным благодаря идее, родившейся на донецкой земле. Джазовые фестивали возникли в Донецке еще в советскую эпоху – в 60-х годах прошлого столетия. После длительного перерыва в фестивальном движении 2001 год стал началом возрождения традиции. Именно тогда состоялся первый международный джазовый фестиваль «DоDж#2001», инициированный Медиа Группой Level. По признанию членов международного жюри, тогда «DоDж» стал самым крупным фестивалем в странах СНГ. Он собрал беспрецедентное количество участников – более 300 исполнителей и конкурсантов из США, Кубы, Канады, России и Украины. Гостями «DоDжа» в разное время были музыканты из США, Бразилии, Канады, Франции, Германии, Кубы, Литвы, Молдовы, Грузии, Польши, Беларуси, России и Украины. Среди них – биг-бэнды Игоря Бутмана, Георгия Гараняна, Олега Лундстрема, Михаила Родинского, коллективы Игоря Бриля, Аркадия Шилклопера, Андрея Кондакова, Анатолия Кролла, Збигнева Намысловского, Петра Назаретова, Аркадия Эскина, Энвера Измайлова, а также Дениз Перье, Напуа Давой, «Brazil all stars», «Man sound», Джонни Ви, Валериус Рамошка, Дайнюс Пулаускас, Сергей Манукян, Оливье Кер-Орио, Мануэль Рошман, Лера Гехнер, «Doo bop sound». Напрасно злопыхатели злопыхали о весьма скромной для такого мероприятия рекламе фестиваля – в назначенный день и час концертный зал «Юности» был переполнен. Джаз, как верно подметили организаторы, это модно. А если владельцы «Мерседесов» стараются перещеголять студентов консерватории по «отвязности», а музыкальных критиков – по глубине восприятия, то это просто полный джаз.
Необыкновенный концерт
Вопреки ожиданиям, заявленный в программе первым коллектив Маши Степаненко появился только во втором отделении. Вместо него приветствовать публику вышла Нино Катамадзе и группа «Insight». В общем, политкорректность (Грузия же теперь – наш первый друг, товарищ и брат) перевесила бизнес-целесообразность (ведь благодаря Маше Степаненко фестиваль приобрел в прошлом году в качестве спонсора «DCC», возглавляемую Валерием Степаненко, а нынешнем году – компанию «LIFE»).
Хотя, похоже, зрители об этом не пожалели. Нино Катамадзе и группа «Insight» невероятно популярны в этом сезоне в Москве и уже покорили публику многочисленных европейских фестивалей – в Вене, Эдинбурге, Лондоне. Свои меланхоличные песни Нино исполняет на грузинском, но даже носители этого языка утверждают, что разобрать можно далеко не все слова. Это своего рода песни-эмоции, создающие у слушателя определенное, сродни психоделическому настроение. Но что такое для нашей бескрышной публики психоделический вокал? Просто семечки. Эмоции публики быстренько зашкалили в аналогичный транс и, похоже, некогда грузинская песня «Сулико» «обджазилась» в том числе благодаря сводному хору донецких зрителей.
После Катамадзе квинтет Александра Рукомойникова выглядел несколько простовато. Маша Степаненко выглядела свежо и юно (а как еще может выглядеть человек в 13 лет?), но импровизации и шлифовка вокала для нее – дело будущего. Зато она единственная из украинских участников получила лестное приглашение на фестиваль «Российские звезды мирового джаза», который пройдет в роскошной усадьбе «Архангельское». Коллектив Маши – взрослые, уже сформировавшиеся музыканты, к обеспечению которых спонсоры коллектива относятся очень трепетно.
Второе отделение традиционно началось с очередной интерпретации безбашенности. Алексей Чернаков исполнил «Депрессивную пьесу для пианино». Но мне кажется, что все же для зрителей. Хотя Чернаков не мог знать, что концерт продлится почти 6 часов и до конца доживут только самые стойкие. Стойких порадовали трио американца Дина Брауна и английский секстет «Jazzinho» с экспрессивной бразильской вокалисткой. Джазовый тонус публики неизменно поддерживал блестящий конферанс Владимира Фейертага и Алексея Когана. Благодаря им юные музыканты дотянули-таки до джем-сейшена, который начался в два часа ночи, несмотря на бурные протесты охраны.
Конкурс молодых исполнителей
В рамках фестиваля традиционно состоялся конкурс молодых исполнителей «DоDж junior», который открыл много новых имен. Предварительный (заочный) тур из 132 коллективов, направивших свои заявки и записи организаторам, отобрал лишь 12. Гран-при не достался никому. Первое место, как обычно, «оккупировали» «гнесинцы» (вот у кого школа!) – «Ансамбль №1» и Алексей Чернаков. Второе традиционно получили представители города-организатора – донецкий коллектив «B-complete», разделив его, опять же, с москвичом Андреем Красильниковым из той же академии им. Гнесиных. Третье досталось двум украинским коллективам: группе «Impressions» (г. Киев) и биг-бэнду из Днепропетровска. Были вручены и специальные дипломы отдельным исполнителям: уже названной Маше Степаненко – за хороший вокал, Зурабу Беркаеву – за мастерство, Евгению Белину – за успешное выступление, Евгению Речкалову – как лучшему трубачу конкурса и проч.
Жаль, что зрителям не удалось послушать лауреатов конкурса, которых на зарубежных фестивалях всегда включают в программу гала-концерта. На мой взгляд, очень нелогично. Ведь открытые новые имена так и останутся пустым звуком для зрителей, так и не услышавших выступления юных музыкантов. Ясно, что «DоDж» – коммерческий проект, и все же организаторы вполне могли бы пойти дальше и заработать (в том числе и дополнительный рейтинг) на скромном турне лауреатов.
Солисты круглого стола
Познакомим вас с любопытным коллективом, участником финала «DоDж junior», занявшим в минувшем году первое место на конкурсе в рамках 28 Международного джазового фестиваля «Getxo-2004» (Испания). Это Jazz-sextet of Rostov (г. Ростов-на-Дону). Хотя, если быть точной, Павел Филиппов таки из Ростова, а Виктория и Зураб Беркаевы – из Новороссийска, остальные участники – наши земляки: Евгений Речкалов – г. Днепропетровск, Денис Кренц – г. Мариуполь и Евгений Белин – г. Донецк. Все ребята – студенты Ростовской государственной музыкальной академии. Подарком победителям «Getxo-2004» стала денежная премия и бесплатный (для исполнителей) релиз их первого альбома: компакт-диск «Jazz-sextet of Rostov» с многостраничным глянцевым вкладышем с фото участников и рецензиями на трех языках разошелся среди поклонников джаза Европы и России. Гастроли по городам России и приглашение на международный джазовый фестиваль и конкурс молодых исполнителей, который состоится в Бельгии в сентябре этого года, стали продолжением испанского триумфа.
Джазовая ниша ростовского секстета – современный мэйн-стрим и латиноамериканские ритмы. В этой музыке каждый участник коллектива может самовыразиться, КАЖДЫЙ может быть солистом. Вот фрагмент рецензии на выступление коллектива, написанной одним из организаторов конкурса – маэстро Марио Бенсо:
Джаз-секстет из Ростова
Благоговейный страх – слово, которое нечасто встретишь в джазовых кругах.
Если говорить о музыке, она способна заставить погрузиться в черную пустоту, постоянно осознавая, что последствия этого риска могут быть самыми ужасными. И если вы пришли, чтобы принять участие в конкурсе с похвальной целью победить, то должны подняться на сцену с дополнительной дозой адреналина. Не поймите меня превратно, я ни в коем случае не имел в виду, что исполнители должны принимать незаконные стимуляторы, – просто таким образом описала свое впечатление от этих юных музыкантов из Ростова, которые приняли участие в конкурсе международного джазового фестиваля «Getxo-2004»: раскованные и в то же время упрямо стремящиеся понравиться во что бы то ни стало. Что касается аудитории (завсегдатаи концертов обычно склонны быть благодарными), она знала, как вознаградить выступление коллектива. Как и подавляющее большинство членов жюри: «Jazz-sextet of Rostov» получил первую премию. Вот так.
У них есть четко выверенный рецепт: лаконичные, эффектные аранжировки и чистота стиля. Великолепные солисты: трубач Евгений Речкалов с его блестяще мощным и убедительным звучанием; в оригинальных аранжировках лирических композиций соло Речкалова – в центре внимания. Пианистка Виктория Беркаева, которая обнаружила почерк богатого, элегантного стиля. Тромбонист Евгений Белин с его роскошными соло – я действительно получила удовольствие от этого музыканта, который, на первый взгляд, выглядит наименее импрессивным и театральным, на самом же деле весьма опытен в наиболее сложных вопросах джаза. Невозможно проигнорировать сольную работу Дениса Кренца (тенор-саксофон) с его особенными, полными вдохновения моментами. Весьма оригинальной выглядела трактовка Павлом Филипповым (контрабас) и Зурабом Беркаевым (ударные) поддерживающей солистов роли ритм-группы: казалось, они тоже солировали, тонко балансируя, чтобы не выпасть из общего ритма.
Позвольте мне подвести итог, пытаясь разобраться в сущности этого сценического куража, этого вдохновенного бесстрашия: все-таки в джазе главное – личная трактовка. Есть большая разница между бесстрастным выступлением «для галочки» и непреодолимым леденящим страхом пропустить хоть одну ноту – и все же – ВЫСТУПИТЬ перед публикой, как это сделал «Jazz-sextet of Rostov». В любом случае, запомните исполнительский совет, который дал своим ученикам великий Арт Блэйки: «Идите и играйте, и если вы сделаете ошибку – сделайте ее ГРОМКО и продолжайте».

Валерия Зенькович
20.05.2005

 
1   1