|
Газета «Киевский телеграф»
Еще в советское время Донецк являлся одним из самых авторитетных джазовых городов Украины. Последние пять лет это реноме успешно поддерживает международный фестиваль с кратким и емким названием, в котором место проведения спаяно с жанровой окрашенностью мероприятия, в очередной раз прошедший во второй половине мая.
Несмотря на молодой возраст, «Dо#Dж» успел завоевать репутацию солидного и яркого джазового форума (кстати, крупнейшего в СНГ), выработать свой определенный стиль и традиции. Довольно смелый лозунг фестиваля «Dо#Dж» – это модно!» оказался вполне соответствующим действительности. Благодаря грамотной организации и, что греха таить, приличному финансированию донецкий фестиваль может себе позволить козырять известными именами и интересными программами. В состав жюри конкурса традиционно входят такие мэтры, как, например, Анатолий Кролл и Игорь Бриль, имена ведущих всех фестивальных мероприятий – Владимира Фейертага и Алексея Когана – знакомы всем, кто интересуется джазовым искусством в России и Украине. А за минувшие четыре года на форуме выступили многие звезды из Польши, России, Америки, Франции, Германии, Канады, Бразилии.
В этом году также были приглашены не менее интересные музыканты, которых благодаря оригинальному организаторскому ходу удалось послушать не только донетчанам. Последовав, видимо, логике известного мультяшного персонажа, утверждавшего, что «лучше семь пирогов и одна свечка», устроители решили в каждый из трех фестивальных дней менять не программу, а публику. Поэтому пятый «Dо#Dж» прошел в своеобразном экспериментальном режиме – «на вынос». Первый этап выступления состоялся на сцене донецкого Дворца молодежи «Юность», второй – в Новом театре на Печерске и клубе «Персона» в Киеве, а еще через четыре дня «Dо#Dж» принимала московская джазовая общественность. Справедливости ради надо отметить, что каждый концерт все же не являлся клоном предыдущего, программы менялись, несколько дополнялся и изменялся состав участников. Так, Киеву повезло больше, чем хозяину фестиваля, до которого не доехали артисты из формации «Soul В» и презентующей своеобразный джазово-авангардно-полиэтнический музыкальный сплав группы «Ethnovation» (многие из участников которой, кстати, – лауреаты предыдущих конкурсов «Dо#Dж junior»). Зато только в Донецке можно было послушать квинтет Александра Рукомойникова, состоящий из известных киевских джазменов, и английскую группу «Jazzinho» в полном составе – впоследствии вокалистка Гуида джи Пальма пела в сопровождении диджея. Один из самых модных на сегодня jazz-bossanova коллективов Европы, «Jazzinho» устроил яркое, по-бразильски солнечное шоу с экзотическим звучанием традиционных перкуссионных инструментов и зажигательными танцевальными ритмами. Очень мощно и с драйвом смотрелось и слушалось выступление трио американского гитариста Дина Брауна, специально для «Dо#Dжа» выкроившего время из гастрольного расписания.
Для большинства же наиболее ярким впечатлением «Dо#Dжа 2005» стало знакомство с грузинскими музыкантами – группой «Insight» и потрясающей певицей Нино Катамадзе. Ее роскошный вокал, невероятное на первый взгляд сочетание пряных грузинских интонаций с джазово-блюзовым звучанием (от «Сулико» публика просто стояла на ушах), удивительная энергетика, сам образ Нино, вызывающий в памяти нескладного, беззащитного и трогательного полунинского Асисяя, буквально пленили донецкую и киевскую публику.
Непременная и, как считают некоторые, чуть ли не наиболее важная часть фестиваля – конкурс молодых исполнителей «Dо#Dж junior», позволяющий оценить потенциал нашего джазового будущего, для многих юных музыкантов ставший своеобразным трамплином во «взрослую» концертную жизнь. С каждым годом конкурс становится все интереснее и выше по уровню, недаром организаторам в этот раз пришлось выбирать из ста с лишним заявленных демоматериалов. Полученный результат лучше всего, пожалуй, охарактеризовал Анатолий Кролл: «Я смотрю на конкурс, а вижу полноценные фестивальные выступления!». Гран-при в этом году не присуждали, зато касательно распределения остальных наград жюри было единодушно. Каждое из трех призовых мест разделили по два участника: I премия досталась москвичам – «Ансамблю №1» Российской академии музыки им. Гнесиных и 16-летнему пианисту Алексею Чернакову, чья «Клаустрофобия» еще и получила приз как лучшая конкурсная композиция. II место поделили донецкий коллектив «B-complete» и саксофонист Андрей Красильников из Москвы, а третьими стали киевская группа «Impressions» и биг-бэнд Днепропетровского музучилища под управлением Юрия Паламарчука. Как обычно, отмечали и наиболее интересных музыкантов в номинациях «Исполнитель», «За аранжировки», «За мастерство» и т.д. Основатель «Dо#Dжа» Александр Серый подчеркнул, что с этого года организаторы намерены принимать более заметное участие в судьбе молодых перспективных джазменов не только во время проведения фестиваля. Уже сейчас наиболее яркие музыканты получили приглашения на солидные джазовые мероприятия, которые пройдут в ближайшее время в России.
И, тем не менее, даже трех дней оказалось маловато для джаза из Донецка. На фестивале «Русский стиль. Усадьба джаза», который состоится в начале июня в Архангельском под Москвой, будет отдельный день, посвященный «Dо#Dжу». Причем пригласили именно молодых музыкантов, произведших впечатление во время конкурсных выступлений этого и предыдущих лет. Кроме того, планируется сделать «Dо#Dж» не единовременной акцией, а постоянно действующим проектом, презентующим солидные, интересные концерты на протяжении всего года. И, надо сказать, имена музыкантов мирового уровня, уже давших согласие на выступления в Украине в рамках обновленного варианта фестиваля, вселяют уверенность в том, что такой смелый подход будет иметь успешное воплощение и «Dо#Dж 2006» предстанет уже в новом формате.
Аля Филиппова
27.05.2005!
|