1   1
 
1   1 Джаз до полвторого 1
Статьи 1-5
Статьи 6-10
Статьи 11-15
Статьи 16-20

Еженедельник «Донецкие новости»


Именно столько продлился «Dо#Dж 2005» в Донецке – с восьми вечера до полвторого ночи. Это был единственный программный день джазового фестиваля в нашем городе, но не единственный вообще – остальные два дня проходили в Киеве и Москве. А донецкие джазовые музыканты и фанаты этой музыки решили использовать свое время по полной.
Фестиваль открылся грузинским великолепием в лице Нино Катамадзе. Накал страстей в зале и на сцене шел по нарастающей – во втором отделении блистали американцы (трио Дина Брауна) и английские бразильцы «Jazzinho». Организаторы фестиваля очень тщательно отслеживают появление новых интересных музыкантов на мировой джазовой сцене и стараются приглашать их в Донецк.

Александр Серый, основатель «Dо#Dжа»: «У фестиваля появились два очень надежных партнера – в Киеве сопродюсером стал Алексей Коган, в Москве – Наталья Ломоносова, джазовый продюсер. Соответственно уровень нашей информационной подготовки стал на несколько порядков выше. Появление этих партнеров намного упростило нашу работу. Поэтому надеюсь, что будем двигаться дальше».

Наталья Ломоносова, джазовый продюсер, Россия: «Я очень рада, что у «Dо#Dжа» и фестиваля, которым я занимаюсь в Москве – «Джаз в Архангельском» сложились такие хорошие партнерские отношения. Возможно, в следующем году к Донецку, Киеву и Москве присоединится кто-то еще. Надеюсь, мы будем продолжать сотрудничать, в какие новые музыкальные формы это выльется, мы даже не знаем еще – потому что идей очень много».

– Вопрос к Александру Серому. Вы обещали, что сделаете фестиваль в Москве и Киеве – и вы это сделали. Но что же дальше? Цюрих, Базель, Лондон?..
А.С.: «Будем отталкиваться от того, насколько в Цюрихе, Базеле, Вашингтоне и Лондоне мы будем востребованы. Если был интерес, проявленный Киевом и Москвой – то для пятилетней истории мы считаем, что это достаточный рубеж. Мы не хотим относить себя к тем фестивалям, которые не достигнув определенного уровня, начинают разбрасываться своим именем, своими возможностями, вызывая при этом не всегда адекватное отношение к себе. Но сейчас Донецк, Киев и Москва – это города, которые в джазе звучат, это города и государства, которые сделали много для того, чтобы «Dо#Dж» был и продолжал быть».

– Кто из приглашенных гостей не смог приехать на фестиваль?

Алексей Коган, киевский партнер, радиожурналист: «Во-первых, мы думали, что схема фестиваля будет немного другой... Не получилось у нас с Андреем Кондаковым и с бразильскими звездами. Однако если это считать неудачей фестиваля, то... я всегда говорю, что временные неудачи лучше временных удач. Сегодня все равно будет очень здорово – американцы, англичане. К сожалению, не смогли по техническим причинам приехать поляки. Но я думаю, что у фестиваля еще все впереди».

– Вопрос к представителям России. Как вы считаете, есть ли у украинского джаза свое лицо, свои стилистические музыкальные особенности?

Игорь Бриль, председатель жюри, народный артист России: «Дело в том, что каждый год собираются ансамбли, которые выступают в разных стилистических рамках. Есть полистилистика, есть элемент эклектики, есть этнические находки. Каждый раз мы сталкиваемся с интересными коллективами. Это и вокальные, и инструментальные ансамбли. Нет одного направления».

– Каким образом соотносится с джазовой музыкой журнал «Плейбой»? (информационный партнер фестиваля. – Ред.)

Алексей Коган: «Если вы посмотрите рейтинг американских изданий, то увидите, что лучшее интервью с Фиделем Кастро было сделано журналом «Плейбой». Второе – журнал «Плейбой» традиционно во всем мире поддерживает джазовые фестивали, а вот что в этом журнале, это уже другой вопрос. Но он считается не порнографическим изданием, а эротическим, а это, как говорят в Одессе, две большие разницы... Очень много известнейших джазовых музыкантов выступают на фестивалях «Плейбой».
А.С. : «Плейбой» достаточно динамично меняет свое лицо, и он становится чище, выше... настолько, насколько это возможно в пределах жанра. И у него очень высокий рейтинг – с этим приходится считаться. Это была их инициатива, и мы приняли ее – ничего зазорного в этом я не вижу.

(Маша Тарасевич – первая русская плеймейт).
– Что способствовало тому, что в этом году снизился возрастной ценз участников фестиваля? И что вы можете сказать об остальных джазовых фестивалях?

А.С.: «Джаз молодеет. Сегодня в 18 лет молодой исполнитель может претендовать на звание осмысленного профессионала. Для этого он должен начинать немного раньше. И возможность показать себя, проявить себя как джазового музыканта ему нужно давать раньше. Поэтому мы и снизили возрастной ценз, чтобы молодые люди, играющие джаз, не чувствовали себя в качестве статистов на сцене, а были солистами. О фестивалях. Скажу честно, что знаю точно: «Dо#Dж» – очень хороший фестиваль. Я не имею права давать оценки другим фестивалям, потому что буду субъективен».

– Какая программа будет представлена в Москве?

А.С.: «Мы пытаемся рассказать, что есть такой город Донецк. В Донецке есть такой джазовый фестиваль... Для этого у нас пройдет несколько прямых эфиров на крупнейших радиостанциях и круглые столы с музыкантами. Программы, представленные в Донецке, Киеве и Москве, будут разнообразными: разная идеология, разная публика. Лучшее войдет в ТВ-версию, которая в июне будет показана на канале «M1».
Если быть точной, то фестивальный день начался еще в 9 утра с конкурса «DоDж junior». Слушание длилось до самого начала вечернего гала-концерта.

А.С. : На конкурс пришло 132 заявки. То, что прислали нам музыканты, студенты, школьники, говорит о том, что они очень хотят стать конкурсантами, но, к сожалению, не всегда качество музыки и присланных фонограмм соответствовало требованиям. Было отобрано 12 коллективов. Выражу пока только общее мнение всех членов жюри – конкурс хорош.
Во время концерта были определены победители. Гран-при жюри не присудило никому, потому как явной и безусловной звезды не обнаружилось, или, может, общий уровень участников был настолько ровен и высок. Первое место досталось Москве, сразу двум представителям, Алексею Чернакову и ансамблю из академии им. Гнесиных. На втором месте – тоже Москва (Андрей Красильников) и коллектив из Донецка. Третье поделили биг-бэнды из Днепропетровска и Киева».

Игорь Бриль: «Я всегда с радостью жду того момента, когда надо садиться в самолет или поезд и ехать в Донецк. Это почти родной для меня город, потому что я помню время двадцатилетней давности, когда здесь джаз начинался и развивался очень активно. Конечно же, это связано с определенными исполнителями. И эта традиция сохранена. И каждый раз, когда мы приезжаем сюда из Москвы, нас ожидают совершенно удивительные события. Каждый раз есть звездочки, которые являются украшением не только донецкого фестиваля, но и украшением любой сцены. Та оценка, которая здесь дается жюри, дает возможность думать о том, что этот процесс нескончаем. Мне кажется, что этот юбилейный год дает еще один импульс развитию фестиваля.
Особо отметили на конкурсе донецкое открытие фестиваля прошлого года – совсем юную джазовую исполнительницу Машу Степаненко. Члены жюри оценили уникальные вокальные данные Маши и пригласили ее сразу на два российских джаз-фестиваля, в том числе и на самый крупный в России – «Звезды мирового джаза». Зрители в большей степени были впечатлены даже не голосом Маши Степаненко, а органичной и раскрепощенной манерой исполнения, великолепным владением джазовой стилистикой – и это с внешностью Лолиты из последней голливудской экранизации с Доминик Суэйн в главной роли. Получается неожиданно, волнующе и очень гармонично. Маша участвовала в гала-концерте и представляла донецкий джаз в Киеве (в рамках «Dо#Dжа»).
А. С.: «К сожалению, оперативная связь с музыкантами, которые побеждали в трех первых конкурсах, у нас была не на высоте – мы это признаем. Сегодня мы стараемся делать так, чтобы все яркие исполнители были в поле нашего внимания. В этом фестивале у нас выступают победители прошлогоднего конкурса (в киевской программе). И сама структура фестиваля Донецк-Киев-Москва говорит о том, что у нас теперь больше возможностей для того, чтобы продвигать наших победителей. О премиальном фонде – все обещанное будет, все обещанное есть. «Донгорбанк» обычно не обманывает».

Ольга Склярук
19.05.2005!

 
1   1