1   1
 
1   1 Все будет джаzz! 1
Статьи 1-4
Статьи 5–6

Газета «Бульвар»


Донецк – город не только шахтерский и футбольный, но еще и культурный.

Я отмечала это каждый раз, проходя мимо памятника Иосифу Кобзону во дворец культуры «Юность», рядом с которым застыл на века член редакционного совета «Бульвара». В «Юность» пришлось наведываться целых два дня, по­скольку именно там проходил 4-й Международный фестиваль джазовой музыки «DoDж#2004». DoDж – это просто: донецкий джаз. Правда, главный слоган фестиваля утверждает, что «DoDж – это модно».

На самом деле джазовых фестивалей в Донецке было далеко не четыре. Первый состоялся аж в 1969-м. То бишь 35 лет тому назад. Юбилей вроде бы. 35 лет джаза в стране, мягко говоря, не шибко симпатизировавшей этому музыкальному направлению, согласитесь, срок. Еще живы те, кто не без трепета вспоминает дивный афоризм: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь!»

Надо сказать, не только в Стране Советов, но и во всем музыкальном мире приличное время джаз был явной парией. Эту веселенькую танцевальную музыку в конце XIX века придумали негры юга Северной Америки, и довольно долго она не воспринималась всерьез аристократами духа. Ну, во-первых, музыка и впрямь чересчур веселенькая, чтобы не сказать разнузданная. Во-вторых, негры... Но потом вполне респектабельный американский композитор Джордж Гершвин наводнил негритянскими импровизациями свое творчество, и джаз пополз по планете. Гершвину спасибо. Если бы не он, в Донецк в жизни не выбраться.

Первый «DoDж», состоявшийся в 2001 году, специалисты включили в пятерку ведущих европейских форумов джаза. В этом году география попроще. Кубинцы приехать должны были, очень хотели, но не смогли. Из зарубежья присутствовали поляки, немцы и французы, пространство бывшего СССР не в счет. Хотя именно от этого пространства было представлено большинство джаз-мэтров. Что ни имя – снимите шляпу.

Игорь Бриль – пианист, композитор, профессор, педагог, автор наиболее популярного джазового учебника, выдержавшего уже восемь изданий. Владимир Фейер таг – филолог и музыкальный теоретик, первым выпустивший книгу о джазе на русском языке, конф­рансье от Бога, осколок той эпохи, когда человек в зале и человек на сцене были на вы. Джазовый гита­рист Алексей Кузнецов. Аркадий Эскин, в советское время маскировавшийся под обычного безвредного пианиста, сотрудничая с «Песнярами». Грузинская джаз-дива Гулико Чантурия. Польский саксофонист и композитор Збигнев Намысловский. Гордость Донецка – трубач Валерий Колесников.

Наконец, Энвер Измайлов – удивительный татарский самородок, играющий на гитаре двумя руками. Нет, не двумя руками... А двумя руками!!! Он не просто зажимает гриф одной и теребит струны другой, как все нормальные люди, а располагает обе руки на гитарном грифе подобно фортепианной клавиатуре, исполняя две независимые партии. То, что делает Измайлов, непостижимо, как черный квадрат Малевича. Во всяком случае, меня, человека с четырьмя классами музыкальной школы по классу баяна, этот украинско-крымско-татарский гитарист вгоняет в состояние эстетического коллапса. Да и музыкальный Запад от него тоже стоит на ушах. Хочется думать, не только потому, что Восток на Западе нынче в моде.

Кроме обилия хорошей музыки, «DoDж» - это еще и конкурс молодых исполнителей. На радость аборигенам, в этом году донецкий джаз заметно выделялся и даже взял 1-ю премию (группа «Unlimited»). А вот Гран-при не взял. Его вообще два года подряд никто взять не мог. Ну а на этот раз глав­ный приз достался московскому коллективу «Brill Brothers». Член жюри Игорь Бриль участия в конкурсе молодых исполнителей не принимал, зато весьма успешно принимали его сыновья-близнецы.

Лирическое отступление. В Донецке не любят слово «спонсор», поскольку это слово изуродовали СМИ. В этих краях предпочитают слово «меценат». Как в том анекдоте про Рабиндраната Тагора. Уж больно слово красивое... Тем не менее, если бы не донецкие меценаты – городской совет и Медиа Группа LEVEL, нашедшие других меценатов, – если бы не бессменный президент «DoDжа» господин Серый, то никакого донецкого джаза не было бы и в помине. Бедная культура...

Говорят, «DoDж – это модно». Не знаю, не знаю. Модно кроссовки без пятки, мобильники размером с зубочистку, слово «меценат». Мода – категория сиюминутная, а джазу уже 100 лет... Поэтому что касается слоганов, мне больше нравится: «DoDж – это можно». Можно! Если захотеть.

Юлия Пятецкая
Апрель 2004

!
 
1   1