1   1
 
1   1 Весь этот джаз 1
Статьи 1-4
Статьи 5–6

Газета «Киевские ведомости»


Впечатления от недавнего IV Международного джазового фестиваля «DoDж#2004» в Донецке все еще свежи… Лучшие музыканты буквально заворожили меломанов своими выступлениями.

35 ЛЕТ назад впервые был проведен этот фестиваль. И всякий раз, когда на сцену Дворца молодежи «Юность» выходит ведущий Владимир Фейертаг и открывает очередной «DoDж», в голове крутится только одна мысль: если Владимир Борисович на месте, а это пятьдесят процентов успеха любого концерта, значит – будет джаз! И он был.

В этом году оргкомитет обратил свое внимание в сторону пишущей братии и учредил новый конкурс – «DoDжPress#2004». Приз оказался весьма и весьма внушительным. И еще. Впервые за годы своего возобновленного существования донецкий джаз позволил себе выехать за пределы Донбасса. И пусть «Киевский DoDж» пока не случился таким же резонансным, как донецкий, в следующем год у фест уже выедет не только в столицу, но и во Львов с Москвой в придачу. И самая главная новость: в следующем году обладатель Гран-при конкурса молодых джазовых исполнителей «DoDж junior» получит приз в $10000 от «Донгорбанка». А это, согласитесь, уже более чем серьезно. Таки не случайно известный интернет-сайт JAZZ.RU включил фестиваль «DoDж» в пятерку ведущих европейских форумов джаза.

ЧТО ЖЕ касается нынешней программы, то нас попотчевали отменным джазом. Чего стоило, например, выступление санкт-петербургского секстета Doo Bop Sound, давно вызывающего стойкий интерес у любителей напряженного, темброво-активного современного джаза. Представляя их, «голос джазовой Украины» Алексей Коган сказал, что это «одна из немногих групп, способных порвать публику на куски». В прошлом году ребята выступали с мощнейшей вокалисткой Лерой Гехнер, произведший настоящий фурор. Нынче мы слушали Doo Bop Sound в их первозданном виде. Соединяя ритмику джаз-рока с электронными звучаниями клавишных инструментов и саксофона, с виртуозными импровизациями в духе ладового джаза, насыщая композиции рифмами в стиле фанк, группа, занимающая видное место в клубной музыкальной культуре Петербурга, таки «порвала» ДМ «Юность». И некоторым слушателям с трудом приходилось удерживать себя в креслах.

ЕЩЕ ОДНИМ драйвовым акцентом «DoDжа#2004» стало выступление всегда ошеломляющего мастера модного нынче этно-джаза крымского татарина и всемирно известного гитариста Энвера Измайлова. В его произвольной программе со всегда поражающей дебютантов-слушателей манерой игры (тэппинг – прием игры, при котором пальцы обеих рук лежат на грифе гитары, как на клавиатуре, и звук извлекается быстрым прижатием струн, а не ударом по ним или щипком) прозвучали и композиция памяти Джона Леннона и Джорджа Харрисона, и соло хора им. Пятницкого в сопровождении оркестра народных инструментов (трюковая обработка «Дубинушки» и «Во поле березка стояла»), и коронное блюдо от
Энвера-эфенди «Утро в колхозе «Завет Ленинский». Описать словами то, что делает Измайлов, - дело неблагодарное. Просто нужно ЭТО видеть и слышать.

Блестящим было выступление первого участника того самого донецкого джазового феста 1969 года Аркадия Эскина. Старейший и лучший пианист всей Белоруссии, родившийся в Харькове и прославивший легендарных «Песняров» своими аранжировками и блестящим соло на фортепиано, ныне солист Государственного оркестра Белоруссии Михаила Финберга, в свои 74 года поразил лиричнейшим исполнением «Вероники» из репертуара «Песняров» и виртуознейшей собственной пьесой «Испанские напевы».

ВЫСОКИЙ класс легендарной ростовской биг-бэндовой традиции показал оркестр под управлением Михаила Радинского, кстати, тоже украинца – трубача из Киева. Исполнив композицию из репертуара Каунта Бейси и свою собственную «Дорогу на Эльдорадо», оркестр познакомил слушателей со своей солисткой, шикарной джазовой певицей Юлией Фроловой.

Заморскими гостями в этом году нас скорее просветили, чем ошеломили. На фоне прошлых бомбовых выступлений Напуа Давой и Леры Гехнер программы квартета выдающегося польского саксофониста и композитора Збигнева Намысловского и второго в мире джаза исполнителя на губной гармонике Оливье Кер-Орио в дуэте с Мануэлем Рошманом (Франция) погрузили в мир оригинальной авторской музыки. С одной стороны – стилистики, в основном построенной на соединении славянских фольклорных интонаций и современного камерного джаза (Намысловский), с другой – непривычного ансамбля губной гармоники и рояля в джазовом контексте (Оливье Кер-Орио).

Brill Brothers выступили на порядок выше других финалистов и абсолютно заслуженно своему мастерству и классу получили не присуждавшийся два года подряд Гран-при. Но председательство в жюри их отца Игоря Бриля слегка накалило атмосферу до сих пор безукоризненного в плане этики донецкого конкурса. Естественно, Игорь Михайлович не принимал участия в обсуждении выступления близнецов-саксофонистов. Тем не менее, лучше бы поступил, как Владимир Фейертаг, категорически запретивший участвовать в этом конкурсе своему сыну.

Усугубила эти настроения грубая оплошность оргкомитета или самого
жюри – диплом в категории «Лучшие инструменталисты» был выписан не на имя победителя Максима Малышева – ударника из блестящей киевской команды Frenation al Band, а на имя ударника Brill Brothers Дмитрия Севастьянова. На этом беды известной киевской команды не закончились. Из-за превышения хронометража выступления на семь минут ребята, вместо того чтобы получить как минимум первую премию, первоначально вообще чуть не слетели с конкурса, а в итоге им присудили поощрительную специальную премию «Компромисс». Правда, кроме Малышева специальные дипломы вручили музыкантам этой команды – клавишнику Усему Бекирову и саксофонисту Максиму Кочетову. А поскольку у группы настолько мощный потенциал и все шансы выйти за пределы сугубо клубной музыки, им не стоит рвать на себе рубаху и посыпать голову пеплом, что чуть было не произошло в Донецке. С их-то талантами оригинальным составом (армянский дудук в руках Армена Костандяна и его же вокал просто взорвали конкурсный зал) и великолепным звуком быть в печали? Думаю, мы о них скоро услышим в звездном статусе, как это, например, произошло с лауреатом первого «DoDж junior» Александром Корогодиным. Саша сделал после конкурса блестящую карьеру джазового пианиста и с легкостью «переплыл» из Донбасского в Рурский бассейн. Теперь Корогодин, меча искры из глаз и высекая их из рояля, с гордостью прославляет свою Родину на просторах Германии.

Ольга Стельмашевская
17.05. 2004

!
 
1   1